Гомбожап Цыдынжапов

Гомбожап Цыдынжапович Цыдынжапов (1905-1980 гг.) — актёр, драматург, главный режиссер Бурятского театра оперы и балета.

«Я очень счастливый человек. Мне довелось видеть и слышать гениального Станиславского, учиться у его учеников…», — так напишет спустя тридцать лет после окончания режиссерского факультета Государственного института театрального искусства им. А. Луначарского (1934 г.) народный артист СССР Гомбожап Цыдынжапович Цыдынжапов.

Он был одним из основоположников бурятского музыкально-драматического театра, актер, режиссер, драматург, лауреат Государственной премии СССР (1949), первый и единственный в республике лауреат Сталинской премии 1956 года в области искусства, кавалер ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного знамени, ордена «Знак Почета», многих медалей, Почетный гражданин г. Улан-Удэ, депутат Верховного Совета РСФСР трех созывов (1947, 1951, 1955 гг ), депутат Верховного Совета Бурят-Монгольской АССР двух созывов.

Первый народный артист СССР в Бурятии и основатель БГАТОиБ Гомбожап Цыдынжапович Цыдынжапов родился родился 20 апреля (3 мая) 1905 года в улусе Любчикан (ныне — Улюкчикан, Баргузинский район, Бурятия) (по другим источникам — улус Улюн) в крестьянской семье. В раннем возрасте был отдан на воспитание в буддийский монастырь — дацан, где пробыл 7 лет. В монастыре изучал тибетскую медицину, тибетский язык и старомонгольскую письменность, занимался музыкой, играл на бишхуре. Сбежав из дацана, работал батраком.

После прихода советской власти, практически не зная русского языка, в 1925 году поступил в Верхнеудинский педагогический техникум. Посещал музыкальные курсы. В 1926 году окончил этнографические курсы. Затем работал в Государственном музыкальном передвижном ансамбле при Наркомпросе Бурят-Монгольской АССР. Весной 1930 года был командирован в Москву на курсы по художественной работе при Центральном доме самодеятельного искусства (ранее — Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова). В 1931 году поступил на режиссёрско-педагогический факультет ГИТИСа, который закончил в 1935 году.

В 30-х годах прошлого века, после окончания Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (г. Москва) Гомбожап Цыдынжапович работает как актер и режиссер в Государственном драматическом Бурят-монгольском театре. С 1936 года он является художественным руководителем Бурятского драматического театра (с 1939 — музыкально-драматический).

Талант Гомбожапа Цыдынжапова был разносторонним. Тяга к музыке привела к созданию с поэтом Д. Дашинимаевым, драматургом А. Шадаевым и композитором П. Берлинским музыкальной драмы «Баир», поставленной летом 1938 г. Это было нечто большее, чем просто появление первого музыкального спектакля по мотивам национального фольклора. Начиналась новая страница в театральной летописи Бурятии. Более того, мечта режиссера открыть музыкальный театр могла вот-вот стать явью. В 1940 году драма была поставлена во второй редакции совместно Б. Б. Ямпиловым. Во многих национальных театрах СССР в то время музыкальная драма была переходным жанром к опере.

В это время началась подготовка к первой декаде бурятского искусства и литературы в Москве. Как писала доктор искусствоведения В.Ц. Найдакова: «организаторский талант Г.Ц. Цыдынжапова развернулся с особой силой. Знание народной музыки, танца, эпоса, умение увлечь красотами родной культуры мастеров русского профессионального искусства — И.М. Туманова, И.А. Моисеева, М.П. Фролова, приехавших на помощь молодому коллективу, способствовали рождению музыкального театра. После «Баира» закономерно было появление первой национальной оперы «Энхэ-Булат батор» М.Фролова и переход театра в ранг музыкально-драматического. Декада имела огромный успех. Правительство наградило театр орденом Ленина, ведущих актеров — званиями. Г.Ц. Цыдынжапову было присвоено звание народного артиста СССР. В годы войны, зимой 1943 года, Г.Ц. Цыдынжапов возглавил фронтовую концертную бригаду театра, которая выезжала на Белорусский фронт.

Все, что было потом в его жизни, большей частью связано с развитием бурятского театра оперы и балета, где, после разделения музыкально-драматического театра на два коллектива, он возглавил художественное руководство. Как и строительство в конце сороковых — начале пятидесятых здания театра, который теперь носит его имя.

В 1945—1946 годах стажировался во МХАТе (Москва). В этот же период пишет пьесы: «Снайпер», «Сын народа» (обе в 1943 году) и сценарий художественного фильма «Золотой дом» (совместно с В. И. Ежовым и Д. О. Батобажаем). В 1948 году театр был реорганизован: музыкальный театр был отделён от драматического. На основе музыкального был создан Бурятский театр оперы и балета, где Г.Ц. Цыдынжапов  до 1960 был главным режиссёром. В 1951 году Г.Ц. Цыдынжапов был выдвинут на должность заместителя председателя Совета Министров Бурят-Монгольской АССР. Под его руководством проектировалось и воздвигалось оригинальное новое здание театра оперы и балета.

Как писал в воспоминаниях народный художник РСФСР Александр Тимин: «Мое мнение: без Г. Цыдынжапова оперы в республике не было бы. Он настолько горячо воспринимал идею создания настоящего музыкального театра, что воодушевил на новое дело всех окружающих, заставил поверить в реальность возможного и заставил петь даже драматических актеров. Поначалу пели все, кто мог, кто имел хоть какой-то голос и музыкальный слух, пока не приехали дипломированные вокалисты с консерваторским образованием».

После выхода на пенсию работал в культпросветучилище, в 1960—70-х годах — заведующий кафедрой театральной режиссуры и актёрского мастерства в Восточно-Сибирском институте культуры.

Умер 14 апреля 1980 года в Улан-Удэ. Похоронен на Заудинском кладбище Улан-Удэ.