Земля веры — Баргуджин Тукум
Балет в двух действиях
Продолжительность: 1 час 50 минут
Возрастной ценз: 12+
Премьера постановки: 19, 20 мая 2023 года
Спектакль идет под фонограмму, с одним антрактом
Описание
В национальном балете «Земля веры — Баргуджин Тукум» в постановке известного современного хореографа Никиты Дмитриевского (Москва) мир шаманизма встречается с миром буддизма. Главные герои — души влюбленных, путешествующие по разным измерениям и встречающиеся в новом перерождении. Балет основан на бурятской мифологии, освещенной в научной литературе. Автором либретто балета стал драматург, прозаик и публицист Геннадий Башкуев. Композитор — Анастасия Дружинина. Художник по костюмам — Татьяна Тышкенова.
Эскиз балета был показан в финале открытого Конкурса на создание национального балетного спектакля в рамках подготовки и проведения празднования 100-летия образования Республики Бурятия.
Постановка осуществляется на средства федерального бюджета при поддержке Министерства культуры Бурятии.
БУРЯТСКАЯ АТЛАНТИДА
Национальный балет к 100-летию республики: путь Веры — это путь Любви
В национальном балете Бурятии, созданном к столетию республики, любовь — не случайность. Это кармическая история. В похищении знатной принцессы, влюбившейся в своего похитителя, — следы прошлых и будущих жизней.
Сама «локация» новой постановки «Земля веры — Баргуджин-Тукум» глубоко символична. Эта бурятская Атлантида всплывает из глубины веков «как земля Баргу, а также Баргуджин Тукум, где шаманов больше всего» (Рашид-ад-Дин, XIII в.). Шаманизм, перворелигия «лесных народов» восточнее моря (Далай, Тенгис, Ламу, Байкал), царила в таежной стране вплоть до позднего средневековья. «Но буряты гораздо раньше этого времени были знакомы с ламаизмом через соседнюю Монголию» (Базар Барадин). Таким буддистом-одиночкой предстает в начале действа герой-изгой Тумэн. Именно в стране Баргуджин-Тукум встретились два крыла протобурятских племен, шаманизм и буддизм, носителями которых являются главные герои. Современность постановки читается в акценте на модерн-балет. Катализатором тягучего сгустка веков и вер выступает вневременность любви в решении постановочной команды.
Звуки природы, пентатоники и электроакустики позволяют фантазировать на вселенские темы, позволяя хореографу легко уходить от иллюстративности в метафизический дрейф хореографической природы.
Для Никиты Дмитриевского это не первый опыт обращения к сложной теме. За его плечами балет «Сансара», поставленный коллективом «Балет Москва» и благословленный Далай-ламой, балет «Алем. История души» по казахскому эпосу («Астана-балет»).
Балет — это всегда про любовь. Однако романтическая встреча Тумэна и Асуйхан в трактовке театра еще и высоко исторична. На вершине Веры.