Посвящаем Пушкину

Посвящаем Пушкину

Опера «Алеко» 

Композитор — Сергей Рахманинов
Либретто — Владимир Немирович-Данченко, основанное на поэме Александра Пушкина «Цыганы».

Дирижер-постановщик — Владимир Рылов
Режиссер-постановщик — Дина Орлова

Страницы оперы «Руслан и Людмила» (концертное исполнение)

Композитор — Михаил Глинка.  
Либретто —  Валериан Ширков, Константин Бахтурин по одноимённой поэме Александра Пушкина с сохранением стихов подлинника.

Дирижер-постановщик — Владимир Рылов
Режиссер-постановщик — Дина Орлова

Продолжительность спектакля: 2 часа
Спектакль идёт с одним антрактом

Возрастной ценз 12+

Описание

В первом отделении вы познакомитесь с ранним, ещё ученическим шедевром Рахманинова, созданным в рекордно короткие сроки — всего за 17 дней. В основе его сюжета — не просто любовь и ревность, но столкновение цивилизаций, столь хорошо знакомое человеку XXI-го века. 

Кто бы мог предположить, что дипломное сочинение девятнадцатилетнего выпускника консерватории будет исполняться на протяжении нескольких столетий? Однако либреттистом дебютанта оказался Владимир Иванович Немирович-Данченко, которого вдохновили вечные пушкинские строки. В том числе благодаря этим именам «Алеко» уже с самой премьеры вошёл в историю мировой оперы на равных с творениями признанных мастеров.

Премьера оперы с успехом прошла 27 апреля 1893 года в Большом театре. В статьях, посвященных премьере «Алеко», можно даже прочесть о том, что сам Пётр Чайковский аплодировал так, что чуть не выпал из ложи. Скорее всего, это шутка, однако опера действительно привлекла к себе пристальное восторженное внимание П.И. Чайковского, который содействовал ее постановке и даже просил у молодого композитора разрешения давать «Алеко» вместе с собственной одноактной оперой «Иоланта». Повторная премьера «Алеко» прошла 18 октября 1893 года в Киеве, где в качестве дирижера впервые выступил сам Рахманинов.

Выдающимся исполнителем партии Алеко был друг Рахманинова Ф. И. Шаляпин. С первым его выступлением в этой роли связан странный эпизод. Постановка была приурочена к празднованию 100-летнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина, и для исполнения партии Алеко Шаляпин загримировался… самим Пушкиным: он действительно видел некое сходство между А. С. Пушкиным и Алеко.

В репертуаре Бурятского государственного академического театра оперы и балета «Алеко» впервые появился в 1958 г. Режиссер А. Кимов с самого начала видел исполнителем главной партии Владимира Манкетова. Незадолго до этого молодой певец сыграл роль юноши-бурята Тумэна в музыкальной кинокомедии «Песня табунщика», снятой Мосфильмом в 1957-м. По ходу действия фильма Тумэн, приехавший из Бурятии в Москву учиться искусству пения, поет каватину Алеко. Этот эпизод особенно удался В. Манкетову, зрителей восхитил его бархатный баритон. Певец часто исполнял каватину на концертах и стал интенсивно осваивать всю партию Алеко. Премьера состоялась в апреле 1958-го, в честь 85-летия со дня рождения Сергея Рахманинова. Манкетов не обманул ожиданий: партия Алеко стала одной из его творческих вершин.

«Я люблю это сочинение за его наивность и ученическую свежесть», — говорит об опере «Алеко» художественный руководитель театра, народный артист Республики Бурятия В.А. Рылов.

«Перед нами стоит непростая задача: максимально простыми средствами дать зрителю ощущение простора, воздуха, — рассказывает о подготовке к постановке «Алеко» 2021 года режиссер Дина Орлова. —  И ещё мне бы очень хотелось, чтобы без тяжелых перемен можно было создать впечатление двух локаций, собственно над этим и работаем».

_____________________________

Во втором отделении вы услышите избранные фрагменты из уже зрелого сочинения великого Глинки «Руслан и Людмила»: каватину Людмилы, яркий, комический дуэт Наины и Фарлафа и блестящее рондо Фарлафа, философскую арию Руслана, страстную арию Гориславы (персонажа, которого нет у Пушкина), арию Ратмира, особое обаяние которой придает мягкий тембр контральто, и грандиозную финальную сцену с участием солистов и хора.

 

«Руслан и Людмила» — эпическая опера в пяти действиях на либретто композитора В.Широкова (при участии К.Бахтурина, Н.Кукольника, Н.Маркевича, А. Шаховского и М. Гедеонова). В текст либретто вошли некоторые фрагменты поэмы, однако в целом он написан заново. М.И. Глинка работал над созданием оперы пять лет. Работа была закончена в 1842 году. Премьера «Руслана и Людмилы» состоялась 9 декабря того же года на сцене Большого театра в Петербурге и шумного успеха не имела, однако от спектакля к спектаклю успех возрастал. «Музыкальным памятником Пушкину» назвал оперу музыковед Юрий Златковский.

«Где бы я ни работал, я везде стараюсь внедрять музыку Глинки, — объясняет  включение страниц оперы «Руслан и Людмила» в репертуар БГАТОиБ Владимир Алексеевич Рылов, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1984).  — Для меня это принципиально. Это мой кумир, мой бог. Это чудо, которому я не перестаю удивляться. Его музыка, его жизнь, его личность. И мне хочется иметь как можно больше единомышленников и единоверцев в этой моей вере в Глинку».

Выбор фрагментов для концертного исполнения не случаен. «Ария Руслана мне лично очень близка,  — признается В.А. Рылов. — Так, герой обращается к Перуну со словами: “Дай, Перун, булатный меч мне по руке!”. Понимаете, чтобы он мог совершать эти подвиги. У меня были очень приличные театры, и этот, и другие, но по руке у меня меча до сих пор не было, к сожалению. Говорю вам откровенно. Поэтому для меня эта ария — очередная моя исповедь. Я уже говорил о том, что нам приходится публично исповедоваться. И для меня очень важно, чтобы со сцены прозвучал этот текст».

«В своих записках М.И. Глинка рассказывает о том, как однажды, будучи уже прославленным, пришел понаблюдать за подготовкой к постановке оперы «Руслан и Людмила», — продолжает Владимир Алексеевич.  — Обнаружив, что на репетицию не явился исполнитель партии Финна, композитор решил его заменить.  И вот что он пишет: “Я вышел на сцену. Это огромное пространство зрительного зала ошеломило меня, я спутался, не услышал оркестр, потерял ритм, смешался и ушел в кулисы”. Вы знаете, когда я это прочел, то пересмотрел свое отношение к певцам, которых очень жестко третировал (за что я себя виню) в свои молодые годы: “Как так вы не вступаете?! Вы что, не слышите?!…” А ведь действительно: со сцены не всегда слышно оркестр. Работа певца  — это колоссальные усилия, многочасовые репетиции, бесконечная практика при подготовке каждого эпизода. Поэтому сейчас, в наших условиях, говорить о постановке «Руслана и Людмилы» не только преждевременно, а даже и невозможно, потому что у театра есть множество других обязательств. Но все-таки запустить этот фермент, этот чудодейственный витамин глинковской музыки, который даст жизнь, движение, перспективу певцам, оркестру, хору — я считаю необходимым».