«Жизель»: за кулисами

15 и 16 октября в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета с успехом прошла премьера балета «Жизель».

Для работы над постановкой «Жизели» 2021 года была приглашена опытный педагог-репетитор из Новосибирска Татьяна Олеговна Кладничкина  — балерина, получившая международное признание, заслуженная артистка РСФСР (1983), народная артистка России (1994).

Татьяна Олеговна с удовольствием приняла приглашение. Она не раз танцевала на сцене нашего театра (сохранилась даже видеозапись одного из ее выступлений), но в качестве педагога — репетитора приехала впервые, и сейчас признается в любви к бурятской земле и театру, которая возникла еще в 1982-м году. 

Педагогом самой Т.О. Кладничкиной была знаменитая Марина Семёнова — одна из любимых балерин И.В. Сталина, которая исполняла партию Жизели в середине 1930-х годов на сцене Парижской национальной оперы, и как репетитор была невероятно требовательна и щепетильна.

Т.О. Кладничкина привнесла свежий взгляд в слаженную работу нашей балетной труппы. «Опыт взаимодействия с Т.О. Кладничкиной полезен для всех: как для артистов балета, так и для репетиторов. Это человек, который помнит множество деталей и внимательно относится к мелочам, особенно важным для такой классической постановки, как «Жизель», — рассказывает художественный руководитель балета заслуженный артист России Баярто Дамбаев. — Высота рук, позировка в выпадах, темп шагов и многое другое — всё здесь должно быть канонически выверено».

«Я была не одна. — подчеркивает Т.О. Кладничкина. — Мне очень нравится наша команда. Все педагоги. Я безумно благодарна Баярто. Он настолько мудрый руководитель. За время совместной работы у нас не возникло ни одного конфликта, ни одного противоречия. Мы были как единая семья, у которой есть общий ребенок — спектакль, и все стараются для него, и каждый привносит своё. Мы постарались вдохнуть в этот спектакль новую жизнь. Не меняя хореографию, мы работали над стилем, над манерой исполнения, над мизансценами, над актерской игрой. Над тем, чтобы артисты жили на сцене, здесь и сейчас. И мне очень приятно работать с вашими ребятами: они очень стараются всё выполнять».

15-го октября на сцену вышли народный артист Республики Бурятия Булыт Раднаев (Альберт) и заслуженная артистка Республики Бурятия Анна Петушинова (Жизель), партию Мирты исполнила заслуженная артистка Республики Бурятия Евгения Цыренова. 16-го октября партию Альберта исполнил заслуженный артист Республики Бурятия Михаил Овчаров, партию Жизели — Харука Ямада, а Миртой впервые обернулась Юлия Банзаракцаева.

И Булыт Раднаев, и Михаил Овчаров исполняли партию Альберта уже не раз, но в этом году Булыт Раднаев вернулся на сцену после тяжелой травмы ахилла, и переживает, по словам Б.Ц. Дамбаева, свое «второе рождение». Для Анны Петушиновой и Харуки Ямады партия Жизели — дебют.

«Каждая балерина исполняет Жизель по-своему, — рассуждает опытный Альберт Михаил Овчаров. — Меняется Жизель — меняется и Альберт: его образ, внутреннее состояние. И самого Альберта можно передать очень по-разному. Обычно молодые артисты показывают искренне влюбленного человека, а более возрастные — склоняются к тому, что избалованный барин всего лишь решил поиграть с простой девушкой». Альберт Булыта Раднаева, по признанию самого артиста, каждый раз заново влюбляется в прекрасную крестьянку.

«Молодым балеринам сложнее исполнять Жизель, чем тем, у которых уже есть  определенный жизненный опыт, — дополняет репетитор и одна из любимых Жизелей нашей сцены Вероника Миронова. — Потому что она много переживает, много страдает».

«Эта партия является жемчужиной в карьере любой балерины, — рассказывает Анна Петушинова. — В двух актах балета Жизель совершенно разная, но необходимо прочувствовать, пропустить через себя, вжиться в оба образа, потому что без этого невозможно донести до зрителя нужные эмоции. У каждой балерины Жизель должна быть своя, при этом главное — не переиграть. Я очень благодарна своим педагогам, особенно Веронике Владимировне Мироновой, которая щедро делилась со мной накопленным опытом. Потом приехала Татьяна Олеговна Кладничкина, и от нее мы получаем очень много информации — той информации, которую нужно выдать зрителю; она — в каждом пальчике, в каждом взгляде. Требования очень высокие, и хочется сделать всё».

Большой удачей является то, что функции музыкального руководителя спектакля взял на себя художественный руководитель театра, народный артист Республики Бурятия, опытнейший дирижер Владимир Алексеевич Рылов. «Я обожаю музыку «Жизели», — говорит сам Владимир Алексеевич. — Даже, может быть, больше великих балетов Чайковского. Здесь за один вечер можно сыграть две симфонии. И для меня очень важно, что в качестве художественного руководителя театра я беру на себя ответственность за этот спектакль. Мне небезразличны мои дорогие друзья: и Юрий и Татьяна Муруевы, и Баярто Дамбаев, и другие артисты, которые теперь занимают важные почетные должности репетиторов. Я получаю огромную радость от общения с коллективом балета, с постановщиками, с педагогами, с Татьяной Кладничкиной, с которой меня связывает давняя дружба. Для меня это праздник. Это ощущение радости, которое мы дарим друг другу и, я надеюсь, подарим зрителям».

Динара Трегубова

Обсуждение закрыто.