20 ЛЕТ В БУРЯТСКОМ ТЕАТРЕ ОПЕРЫ И БАЛЕТА: К ЮБИЛЕЮ ВАЛЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ВОЛЧАНЕЦКОГО

Сегодня Валерий Александрович Волчанецкий — главный хормейстер Бурятского государственного академического театра оперы и балета, дирижёр, доцент кафедры хорового дирижирования Восточно-Сибирского государственного института культуры, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия. В 2023 году В.А. Волчанецкому исполняется 60, и в этом же году он отмечает еще один юбилей  — 20 лет служения искусству в Бурятском театре оперы и балета.

Родился Валерий Александрович 22 января 1963 года в Ленинграде. С 1970 по 1981 годы обучался в хоровом училище имени М.И. Глинки при Ленинградской академической капелле –  старейшем отечественном профессиональном музыкальном учреждении, определившем своей деятельностью становление и развитие всей русской профессиональной музыкальной культуры.

После окончания училища поступил на дирижерско-хоровое отделение Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, обучался на отделении оперно-симфонического дирижирования и в аспирантуре. 

Годы учебы В.А. Волчанецкий вспоминает с удовольствием: «‎‎Хоровое училище — это серьезное заведение, которое не терпит неподобающего отношения к учебе. По-настоящему я начал получать удовольствие от школьного образования классе в шестом, когда уже накопились какие-то знания, и я почувствовал, что они мне помогают. Уровень преподавания музыкальных предметов,  теоретических музыкальных дисциплин, фортепиано был очень высоким, и после окончания училища можно было спокойно поступать в консерваторию на любое из отделений.

В консерватории я учился у знаменитых преподавателей. Иногда разговариваешь с молодыми, и они называют фамилии. Для них это уже что-то далекое, факт истории, а я учился у этого человека, мог зайти к нему в класс, посмотреть, как работает со студентами Авенир Васильевич Михайлов, или Равиль Энверович Мартынов, или легендарный Илья Александрович Мусин…».

В студенческие годы В.А. Волчанецкий пел в камерном хоре LEGE ARTIS («‎по закону искусства‎»), созданном в Ленинграде в 1987 году. Основателем и бессменным руководителем хора является известный петербургский музыкант и педагог Борис Абальян.

Работал дирижером Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье», Санкт-Петербургского государственного академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского, приглашенным дирижером Московского музыкального театра «Новая опера», Карельской филармонии.

В 2003 году  по приглашению Министерства культуры В.А. Волчанецкий приехал в Улан-Удэ в качестве главного дирижера Бурятского театра оперы и балета, а с 2012 года является главным хормейстером и дирижером БГАТОиБ. 

Преподавал дирижирование в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена в Санкт-Петербурге, в настоящее время уже второй год передает свой опыт и знания молодому поколению музыкантов на кафедре хорового дирижирования Восточно-Сибирского государственного института культуры. 

Деятельность В.А. Волчанецкого в Бурятском театре оперы и балета разнообразна: дирижер-постановщик оперных и балетных спектаклей, дирижер спектаклей текущего репертуара, хормейстер оперных постановок и вокально-симфонических программ. 

За 20 лет работы в Бурятском театре оперы и балета В.А. Волчанецким подготовлены следующие постановки: «Борис Годунов» и «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Демон» А. Рубинштейна, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» П.И. Чайковского, «Алеко» С. Рахманинова, «Садко» и «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Энхэ-Булат батор» М. Фролова, «Служанка-госпожа» Дж.Б. Перголези, «Свадьба Фигаро» В. Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Любовный напиток» и «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Летучий Голландец» Р. Вагнера, «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Бал-Маскарад» и «Аида» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Тоска» и «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини, «Порги и Бесс» Д. Гершвина, «Кармина Бурана» К. Орфа; «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Тысяча и одна ночь» Ф.Амирова, «Макбет» К. Молчанова, «Руслан и Людмила» М. Глинки – В. Агафонникова, «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова, «Лик Богини» Ю.Ирдынеева, «Жизель» и «Корсар» А. Адана, «Дон-Кихот» и «Баядерка» Л. Минкуса, «Коппелия» Л. Делиба, «Талисман» Р. Дриго и другие.

Отдельного упоминания заслуживают хоровые постановки: «Gloria» А.Вивальди, «Реквием» Моцарта, «Реквием» Дж. Верди, «Te Deum» А. Брукнера, «Весна» С. Рахманинова, «Курские песни» Г. Свиридова и другие; а также сказки: «Кошкин дом» А. Кулешова, «Буратино» В. Бочарова, «Алиса в Зазеркалье» Е. Подгайца, «Аленький цветочек» А. Новиковой, «Волшебник Изумрудного города» В.М. Лебедева, «Муха-Цокотуха» М.И. Красева, «Золотой цыпленок» В.Улановского, «Синяя птица» П.Турсунова.

Вместе с коллективом театра В.А. Волчанецкий не раз выезжал на гастроли по городам России и за рубеж. В ноябре 2016 года в рамках Дней культуры Улан-Удэ в Москве и Санкт-Петербурге, посвященных 350-летию основания столицы Бурятии, Валерий Александрович руководил труппой хора на сцене Большого академического театра России и стоял за дирижерским пультом в Александринском театре, где продемонстрировал свое исполнительское мастерство и получил положительные отзывы музыкальных критиков и публики.

На протяжении многих лет Валерий Александрович является постоянным исполнителем и пропагандистом бурятской профессиональной музыки. Он плодотворно сотрудничает с известным композитором Виктором Усовичем, занимаясь оркестровкой различных произведений.

Новой страницей творческой биографии В.А. Волчанецкого стал сборник «‎Воспевая отчий край», изданный  в Республиканской типографии в 2021 году. В сборник вошли песни бурятских композиторов-классиков — А. Андреева, С. Манжигеева, Ю. Ирдынеева, Б. Цырендашиева, а также современных бурятсих композиторов П. Дамиранова, В. Усовича, А. Прибылова, Б. Дондокова, Л. Санжиевой и популярные песни композиторов-любителей Б. Балдакова и Ч. Павлова. Все произведения переложены В.А. Волчанецким для смешанного хора a capella и предназначены для исполнения как профессиональными, так и любительскими коллективами. Сборник родился в результате работы В.А. Волчанецкого с хоровыми коллективами Бурятии и, прежде всего, с единственным профессиональным коллективом — смешанным хором театра оперы и балета. 

«Я люблю этот коллектив, я хорошо знаю возможности каждого артиста хора. Мы вместе освоили огромный репертуар, лучшую часть которого я решил представить слушателям и потенциальным исполнителям», — написал В.А. Волчанецкий в авторском предисловии.  

«Подобный опыт предпринят в Бурятии впервые, — подчеркивает В.А. Усович, отмечая, что В.А. Волчанецкий является одним из самых авторитетных и образованных музыкантов нашего времени. — Он позволяет услышать известные песни в новых красках, что оживляет интерес слушателя к музыкальному наследию нации». 

Презентация сборника на сцене театра оперы и балета в 2022 году стала значимым событием. Исполнение акапельных программ не только вносит разнообразие в репертуар. По мнению В.А. Волчанецкого, оно воспитывает чистоту интонации, формирует правильные ансамблевые ощущения. Используя разные приемы звукоизвлечения, артисты хора начинают чувствовать, где нужно спеть тихо, еще тише, мягко, ласково, а где, наоборот, громче, ярче. Им интересно. Для них это новый опыт.

Коллеги ценят и уважают Валерия Александровича прежде всего за его профессионализм и ответственность, и в один голос говорят о том, что, как и все капеллане, он прекрасно владеет фортепиано. 

«‎Валерий Александрович — сильный теоретик, который знает мир музыкального произведения со всех сторон, — рассказала заведующая труппой хора Ольга Маратовна Ким.  — Особенно привлекательно то, что он тщательно готовится к каждой репетиции. Держит себя в форме, не дает себе спуску. Даже если спектакль ведет другой дирижер — всегда смотрит партитуру, хорошо знает репертуар. Он отличается феноменальным трудолюбием и очень много работает над собой. Поэтому если случится что-то непредвиденное, если ему внезапно отдадут спектакль другого дирижера или резко заменят один спектакль другим — Валерий Александрович может выйти на сцену с одной репетиции»‎.

О своей работе в Бурятском театре оперы и балета Валерий Александрович говорит: «‎20 лет — это срок. Не думал, что буду работать в одном месте так долго, тем более вдалеке от родины. Здесь я обрел вторую. Я вижу, как меняются люди. Вот они были молодыми, неопытными, и вдруг в какой-то момент ты видишь другого певца, другую певицу, другого музыканта, и радостно быть к этому причастным. 

20 лет — это много удачных, не очень удачных и неудачных дней, но, наверное, всё шло так, как и должно было идти. Сейчас я занимаюсь тем, к чему стремился, чем хотел заниматься всегда, и жизнь продолжается. Я дождался художественного руководителя, Владимира Алексеевича Рылова, и, надеюсь, мы будем долго и плодотворно сотрудничать‎».

«Приехав в Бурятию, я столкнулся с перворазрядным уровнем требовательности, взыскательности со стороны Валерия Александровича Волчанецкого. Потому что планка профессионализма у каждого из нас стоит на очень высокой отметке, и заслужить творческое доверие, даже будучи однокашниками, непросто, — рассказывает Владимир Алексеевич Рылов. — Поэтому когда я сейчас говорю о нашей творческой дружбе, то уже могу сослаться на этот период интенсивной совместной работы. Огромная радость, что рядом со мной есть такой профессионал. С характером, с большим опытом, в том числе опытом работы в Бурятском оперном театре.  В этом году мы отмечаем 60-летие Валерия Александровича. А значит, уже как минимум пятьдесят три года он занимается музыкой. Занимается истово, самоотверженно и влюбленно‎». 

За добросовестный труд и достигнутые успехи В.А. Волчанецкий был награжден Почетной грамотой Министерства культуры РБ (2009). 30 мая 2018 года на торжественном собрании общественности, посвященном 95-летию со дня образования Республики, Валерию Александровичу было присвоено звание «заслуженный деятель искусств Республики Бурятия‎»‎, и новые награды не за горами. 60 лет — прекрасный возраст для человека, который обрел свое счастье и занят любимым делом.

Автор: Динара Трегубова, старший научный сотрудник ИНИОН РАН

Обсуждение закрыто.