Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Афиша
  3. Коппелия

Коппелия



Дата: 2017-10-14

Время: 17:00

Авторство: Лео Делиб

Возрастной ценз: 6+

О спектакле

Источник сюжета новелла Э. Гофмана «Песочный человек»

Балетмейстер-постановщик Валентин Бартес/ Румыния

Дирижер-постановщик – Валерий Волченецкий

Художник-постановщик – Алексей Амбаев

Художник по костюмам — Жанлука Саитто/ Италия

Художник по свету – Константин Никитин/ Москва

Репетиторы – Татьяна Муруева

Баярто Дамбаев

Лариса Башинова

Елена Дамбаева

Ольга Ивата

Премьера — 17-18 мая 2017 г.

Спектакль идет с двумя антрактами

Продолжительность — 2 часа 15 минут

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Над балетом «Коппелия», ставшим рубежным в творчестве Делиба, композитор начал работать в 1869 году, после того, как проявил свой талант и изобретательность, написав музыку дивертисмента к балету Адана «Корсар» и создав «Сильвию», которой позднее восхищался П.И. Чайковский. Балет был написан по либретто Шарля Луи Этьена Нюитера (настоящая фамилия Трюине, 1828-1899), известного французского либреттиста и писателя, многолетнего архивариуса Grand Opera, автора текстов многих опер и оперетт, в частности оперетт Оффенбаха. В работе над либретто «Коппелии» принял участие и инициатор создания балета, хореограф Артюр Сен-Леон (настоящее имя и фамилия – Шарль Виктор Артюр Мишель, 1821-1870).

Сен-Леон был разносторонне одаренным человеком. Он дебютировал почти одновременно как скрипач (в 1834 году в Штутгарте) и как танцовщик (в 1835-м в Мюнхене), а затем в течение более десяти лет выступал как ведущий танцовщик на сценах многих городов Европы. В 1847 году Сен-Леон начал работу балетмейстером в парижской Академии музыки (позднее – Grand Opera), в 1848 году в Риме осуществил свою первую балетную постановку, а с 1849 года стал работать в Петербурге, где за 11 лет поставил 16 балетов. Примечательно, что к написанию музыки балетов он начал привлекать новичков в этом жанре, в частности Минкуса и Делиба. Прекрасный музыкант, обладавший удивительной памятью, Сен-Леон ставил балеты и на собственную музыку («Скрипка дьявола», «Сальтарелло»), в которых сам исполнял скрипичные соло, чередуя игру на скрипке с танцем. К тому времени, когда вместе с Делибом и Нюитером Сен-Леон приступил к созданию «Коппелии», он был уже видным маэстро, пользовавшимся заслуженным авторитетом.

В основу сюжета «Коппелии» положена новелла знаменитого писателя-романтика и музыканта Э. Т. А. Гофмана (1776-1822) «Песочный человек» (1817), в которой рассказывается о юноше, полюбившем механическую куклу, сделанную искусным мастером Коппелиусом. В отличие от новеллы Гофмана с присущими ей чертами мистики, эта сторона в балете была практически отброшена. У либреттистов получилась занимательная комедия, основанная на мимолетной ссоре и примирении влюбленных. «Коппелия» стала лебединой песней Сен-Леона – он умер через два месяца после премьеры.

Премьера «Коппелии» в хореографии А. Сен-Леона состоялась 25 мая 1870 года на сцене парижского театра Grand Opera. Большой успех, выпавший на долю «Коппелии» на премьере, сопутствует этому балету и до сих пор – он идет на многих сценах мира, являясь классикой жанра. В России он был впервые поставлен 24 января 1882 года в московском Большом театре Й. Хансеном, следовавшим хореографии Сен-Леона. Почти через три года, 25 ноября 1884 года, премьера «Коппелии» состоялась и в столичном Мариинском театре в хореографии знаменитого М. Петипа (1818-1910). Существует также вариант А. Горского (1871-1924), осуществленный в Большом театре в 1905 году.

Содержание

I действие

Раннее утро. Сванильда, деревенская девушка с нежным сердцем и веселым нравом, проснулась раньше всех. Её внимание привлекла очаровательная девушка с голубыми глазами, которая сидела на балконе дома мастера Коппелиуса. Сванильда захотела с ней познакомиться, но незнакомка была неприветлива и недоступна. Тут послышались шаги Франца, парня, который совсем недавно признался Сванильде в любви и предложил руку и сердце. Но что это? Похоже, что Франц не держит своё слово: увидев на балконе девушку с голубыми глазами, он начисто забыл про Сванильду. Оскорблённая девушка всерьёз рассердилась на своего жениха и решила отомстить Францу.

На площади стал собираться народ. Первыми появились молодые парни и девушки, они закружились в весёлом вихре мазурки. Затем вышли подруги Сванильды и друзья Франца, и, наконец, появился сам Мэр города. Пока горожане радостно приветствовали друг друга, в доме Коппелиуса раздался взрыв и из окна повалил дым. Горожане испугались. Но Франц всех успокоил: это опять мастер Коппелиус экспериментирует.

Молодые люди разбились по парам и начался медленный танец. Постепенно настроение у всех поднялось, музыка ускорилась, и день завершился общим весельем.

Вечером Франц подговорил своих друзей подурачиться над старым Коппелиусом, чтобы под шумок пробраться в его дом. Но Коппелиус не впустил в свой дом гадкого Франца и его друзей. Однако, во время их разбойничьего нападения, старый мастер случайно потерял ключ от двери.

Именно на него и наткнулась Сванильда с подругами, когда поздним вечером искала возможность проникнуть в мастерскую Коппелиуса. Она хотела поближе увидеть свою разлучницу – девушку, которая пленила Франца. Хотя подруги боялись входить в загадочную мастерскую, но Сванильда смогла их уговорить.

После безуспешных поисков своего ключа, Коппелиус заметил открытую входную дверь и приготовился к встрече незваных гостей… И тут появился Франц. Он раздобыл большую лестницу, по которой собирался залезть на балкон и увидеть прекрасную незнакомку.

II действие

Мастерская Коппелиуса. Сванильда и ее подруги были охвачены трепетом, натыкаясь в кромешной тьме мастерской на диковинные механизмы, детали будущих кукол. Разыскали они и незнакомку. Коппелия (так они назвали девушку) показалась им какой-то странно скованной и бездушной. Ее можно было назвать красавицей, если бы взор Коппелии не был такой безжизненный. Да это же кукла! Автомат! Радости девушек не было предела! Расшалившись, они играли и танцевали с неживыми, но подвижными партнерами.

Профессор Коппелиус прогнал озорниц, но Сванильда незаметно спряталась от него в мастерской. Она переоделась в костюм куклы и притворилась Коппелией.

А вот и Франц. Коппелиус сначала принял его за грабителя, но удостоверившись, что это просто глупый парень, решил использовать его в своих коварных целях. Коппелиус решил напоил его вином, чтобы, когда Франц уснет, отнять его душу и оживить свою любимую куклу Коппелию.

Сванильда решила разыграть старого Коппелиуса и притворилась, что его кукла ожила. Подыгрывая мастеру, она несколько раз пыталась растормошить Франца. Но все попытки были безуспешны: юноша слишком много выпил. Наконец, когда Франц пришёл в себя, Сванильда завела все механизмы в доме Коппелиуса и показала Францу холодное тело раздетой куклы: «Это же кукла! Бездушный автомат!» Смущению Франца не было предела, увидев его искреннее раскаяние, Сванильда его простила.

 Коппелиус остался один на один со своими поломанными куклами и не сразу смог осмыслить всё произошедшее. Его механизмы – это его дети, дело всей его жизни…

3-я Картина. Городская площадь. Праздник по поводу отлития нового колокола. На площади мастеровые показывают своё творение, они довольны своей работой и ждут щедрой награды от Мэра. Начинают бить часы, и очаровательные девушки исполняют вальс в ритме часовых ударов. Появляется богиня Утренней Зари – Аврора. Она созывает всех на утреннюю молитву. После ухода Авроры, на площадь вываливаются подвыпившие солдаты, за ними спешит Генерал, а следом – весёлая жена генерала. Несмотря на то, что ноги у солдат не слушаются из-за выпивки, а у Генерала – из-за боевого ранения, их танец проходит задорно и весело.

Вдруг врывается разъярённый Коппелиус. Он держит в руках свою любимую куклу, которая сейчас оказалась непоправимо сломанной: «Где мне взять компенсацию? Эта бессовестная молодёжь поломала всех моих кукол!» К Коппелиусу подходят Сванильда и Франц в свадебных нарядах. Они просят прощение за это происшествие. Мастеру великодушно прощает молодых: ведь сегодня объявлена свадьба Сванильды и Франца. Но Коппелиус тайно продолжает верить в то, что он сможет изобрести новую красивую куклу, которую никто на свете не отличит от живого человека.

Начинается праздник. Все танцуют и веселятся.