Театр оперы и балета
Бурятский государственный академический
театр оперы и балета
им.н.а.СССР Г.Ц.Цыдынжапова
  1. Главная
  2. Репертуар
  3. Оперные спектакли

«Риголетто» опера в 3-х действиях

«Свадьба Фигаро»

Опера-мюзикл «Аленький цветочек»

«Чио-Чио-Сан» опера в 3-х действиях

Еще в далеком 1947 году Бурятский театр впервые осуществил постановку прекрасного произведения гениального итальянского оперного композитора Джакомо Пуччини, но обращался с тех пор к этому произведению не один раз. Так чем привлекает зрителей разных десятилетий опера, которой уже 111 лет?

Вариантов много.  Возможно… самой атмосферой, которая возникает благодаря изысканной мелодии с выразительными вкраплениями, когда то или иное действие, а иногда просто желание героя изображено средствами оригинальной японской музыки.

А может быть, здесь существенную роль сыграл, казалось бы, незначительный факт, что мысль написать оперу по пьесе «Гейша» американского драматурга Д. Беласко родилась у классика под впечатлением спектакля, увиденного в Лондоне, куда он ездил летом 1900 г. Ведь отмечают, что тогда правдивый рассказ о трагической судьбе бедной японской девушки Чио-Чио-сан, или, как ее называли, мадам Баттерфляй (Мотылек), глубоко взволновал душу лучшего мелодиста двадцатого века.

Но как не рассуждай, образ «маленькой японочки из Нагасаки», утверждающий высокие нравственные идеалы, стал самым сложным и многогранным в галерее женских характеров Пуччини. Здесь основное внимание композитора направлено на раскрытие душевной драмы Чио-Чио-сан, поэтому внешнее сценическое действие в опере почти отсутствует.

Истинно замечательно, что в двадцать первом веке современных зрителей по-прежнему волнует и сам сюжет о юной гейше, полюбившей лейтенанта американского флота, о её огромной духовной силе, не способной на компромисс…

«Аида»

Свадьба Фигаро

Опера «Демон» в концертном исполнении

«Тоска» опера в 3-х действиях

«Кармен» опера в 4-х действиях

«Бал-маскарад» опера в 3-х действиях

«Бал-маскарад» – двадцать третья опера Дж. Верди – «самая мелодраматическая из мелодрам» на фоне политического триллера. Король погибает как жертва роковой ошибки от руки друга, посчитавшего его сводником своей жены. Действие изобилует яркими контрастами: мрачные сцены сменяются радостными, драматическая развязка происходит на фоне бала.

Граф Ричард (Дамбиев Б.Д., Пирогов М.А, Санданов М.Р.) устраивает в замке Бал – маскарад. Он тайно влюблен в Амелию (С. Батчимэг, Коробенкова М.Н.) — жену своего секретаря Ренато (Ариунбаатар Г., Н. Мунхзул, Шагдуров Д.П., Хандажапов А.Ш.). Амелия тоже тайно грезит страстью к графу и просит колдунью Ульрику (Базарсадаева Э.К., Жигмитова О.Ч., Хингеева О.М., Шойдагбаева Т.Б.) помочь преодолеть эту страсть…

По яркости, мелодическому богатству, выразительности оркестровых красок, драматизму, психологической правде опера принадлежит к вершинам творчества Верди. Каждая фраза в ней музыкальна, а каждая мелодия – вокальна, композитор широко использовал песенные и танцевальные жанры, что придало музыке особую выразительность.

Для постановки приглашены ведущие специалисты Мариинского театра: дирижер-постановщик — Л.О. Корчмар, художник-постановщик — С.В. Спевякин; художник по костюмам — Ж. Усачёва.

Режиссер-постановшик — Ю.К. Лаптев.

 

«Травиата» опера в 3-х действиях

Верди сделал героиней своей оперы женщину, отвергнутую обществом. Не случайно опера называется «Травиата», что в переводе с итальянского — падшая, заблудшая. История чистой и беззаветной любви куртизанки Виолетты, которая впервые в своей жизни испытала подлинное чувство к Альфреду. Но отец возлюбленного, Жермон категорически против такого союза, опасаясь за репутацию своей семьи.

Композитор показал благородство, душевную красоту героини, её превосходство не только над легкомысленной средой, которая её окружает, но и над лицемерным светским обществом.

«Князь Игорь» опера в 3-х действиях

Опера «Князь Игорь» — уникальное явление в русском оперном искусстве. В основе сюжета лежит памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это произведение — жемчужина классического русского оперного репертуара. А ее знаменитые арии и «Половецкие пляски» известны и любимы во всем мире.

«Князь Игорь» — опера-эпопея о неукротимой жажде жизни и любви, безудержной удали, долге и мужественной воле, человеческой совести и необходимости искреннего покаяния за каждый поступок. Героические образы князя Игоря и княжны Ярославны – архетипы русского эпоса. Особенно ценно, что это не вымышленные персонажи, а исторические личности.

«Энхэ-Булат Батор» опера в 3-х действиях

Эта опера является первым произведением профессионального искусства Бурятии, частью культурного наследия бурятского народа. Опера была создана в конце 30-х годов прошлого столетия. Впервые «Энхэ-Булат батор» показали на декаде бурят-монгольского искусства в Москве в 1940 году. Автором музыки «Энхэ» стал свердлов­ский композитор Маркиан Фролов.  Автором либретто, созданном по мотивам бурятско­го улигера о Шоно-баторе, стал драматург, актёр и режиссер Намжил Балдано.

Для работы над современной постановкой оперы «Энхэ-Булат батор» были привлечены лучшие творческие силы: режиссер – многократный номинант Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат Государственной премии Республики Бурятия Олег Юмов, художник-постановщик – номинант Национальной театральной премии России «Золотая Маска» Мария Вольская, а также народная артистка России Дарима Линховоин.

 

«Трубадур» опера в 2-х действиях

«Это выдающееся произведение, после которого многие домой уходят в слезах…»

Так любители оперы отзываются о «Трубадуре», которая входит в сокровищницу мирового оперного искусства.

«Трубадур» — романтическая драма с запутанной интригой и кровавой развязкой, с непременными поединками, местью, ядом и фатальными тайнами. Многочисленные источники утверждают, что Джузеппе Верди написал музыку к ней всего за 29 дней…

Воссоздавая трагические судьбы героев оперы, воплощая их переживания, большое внимание итальянский композитор уделил показу фона центральных событий. Колоритные образы цыган, монахов, солдат и окружения графа изображены в рельефных хоровых эпизодах и придают опере разнообразие, оживляют действие. Музыка произведения богата яркими мелодиями, которые близки к народным напевам. Некоторые из них стали в Италии широко известными революционными песнями.

Летучий голландец

«Летучий Голландец» — опера, сочетающая народно-бытовые сцены с фантастическими. Веселые хоры матросов и девушек рисуют простую, безмятежную жизнь народа. В картинах бури, бушующего моря, в пении команды призрачного корабля возникают таинственные образы старинной романтической легенды. Музыке, рисующей драму Голландца и Сенты, свойственны взволнованность, эмоциональная приподнятость.

Напомним, почти за 70-летнюю историю бурятского музыкального театра оперы Рихарда Вагнера не ставили никогда. Однако, в 21-м веке оперный театр, который хочет быть актуальным, без произведений великого немецкого композитора немыслим.

Травиата

«Травиата» это одна из самых знаменитых опер в репертуаре мирового музыкального театра. А Александр Дюма-сын, автор драмы, сюжет которой был положен в основу оперы, познакомившись с «Травиатой», сказал: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил её».

Дж. Верди сделал героиней своей оперы женщину, отвергнутую обществом; он специально подчеркнул это названием («травиата» по-итальянски «падшая»). Гениальный композитор показал всё благородство и душевную красоту Виолетты, которая полюбила чистой и беззаветной любовью. Это своего рода моноспектакль, где на образе главной героини держится всядраматургия. Партия невероятно сложна с эмоциональной точки зрения– нравственное перерождение героини от состояния успеха, блеска, внешней красотыдо страшного трагического конца.

В финале оперы трудно сдержать слёзы. Переданные в божественной музыке Верди сильнейшие эмоции трогают всех. Даже тех, кто думал, что разучился чувствовать и сопереживать.

Евгений Онегин

Солисты Бурятского театра оперы и балета исполнят знаменитые арии из бессмертной оперы П. Чайковского, основанной на одноименном романе в стихах Александра Пушкина. Партию Ленского впервые исполнит великолепный – Джимми Магвеси (Берлинская Штац Опера)