За дирижёрским пультом – Валерий Галсанов

О Валерии Цыденовиче Галсанове, как о замечательном музыканте и дирижере, писали многие рецензенты и музыковеды

В частности, М.Аркадьев, доктор искусствоведения из Москвы, Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства по культуре и Кинематографии, Жамсаранжав, главный дирижер Монгольского театра оперы и балета, Мария Биешу, народная артистка СССР, Виктор Усович из Улан-Удэ и многие другие.

Предлагаем Вашему вниманию статью известного музыковеда, летописца бурятской музыки Олега Куницына, посвященную замечательному дирижёру Валерию Галсанову.

 

ЗА ДИРИЖЁРСКИМ ПУЛЬТОМ – ВАЛЕРИЙ ГАЛСАНОВ

                   Валерий Галсанов

Нынешний музыкальный сезон стал в республике серьёзным экзаменом для дирижёра Валерия Галсанова. И скажем сразу, этот экзамен молодой музыкант выдержал с честью – им удачно осуществлена первая самостоятельная постановка оперного спектакля («Искатели жемчуга» Бизе), с успехом прошел его большой симфонический концерт.

В прошлые годы В. Галсанов запомнился любителям музыки как талантливый виолончелист, сочетавший красивый, «теплый» звук и хорошую технику. Он изучал искусство игры на виолончели в республиканском музыкальном училище, а затем в классе профессора Г.Н. Пеккера (Новосибирская консерватория). Но игра в оперном оркестре, в ансамбле виолончелистов, да и преподавательская работа не дали ему всей полноты погружения в искусство музыки. Пришло увлечение труднейшей из музыкальных профессий – дирижированием, и Валерий снова стал студентом Новосибирской консерватории. Теперь уже факультета оперно-симфонического дирижирования (в классе доцента А.М. Каца). Ещё в годы учёбы его выступление в симфоническом концерте было отмечено газетой «Вечерний Новосибирск», с успехом выступал он и в Улан-Удэ с камерным оркестром оперного театра. Два года назад В. Галсанов успешно продирижировал экзаменационным концертом и вернулся в Улан-Удэ уже в качестве одного из дирижёров Бурятского оперного театра.

Два сезона работы В. Галсанова в театре убедительно показали, что в его лице театр приобрёл интересного музыканта с хорошей школой, верным пониманием авторского замысла и стиля исполняемой музыки. Дирижёрский жест В. Галсанова ясен, точен и экономен. Есть у него и очень важное для дирижёра качество – самообладание, умение не теряться в тех сложных ситуациях, которые иной раз возникают в процессе развёртывания оперного или балетного спектакля. Очень помогает молодому дирижёру его опыт оркестрового музыканта.

За два сезона В. Галсанов продирижировал операми «Травиата», «Севильский цирюльник», «Теремок», балетом «Лебединое озеро». В текущем сезоне он подготовил и отлично провёл один из шедевров французской лирической оперы – «Искатели жемчуга» Ж. Бизе.

Обычно самые пристрастные «экзаменаторы» дирижёра – певцы и музыканты, которые выступают в спектаклях, идущих под его управлением. Они отзываются о В. Галсанове очень тепло, отмечая не только его профессиональную умелость, но и человеческие качества – отзывчивость, увлечённость музыкой, которые и порождают в коллективе подлинно творческую обстановку.

Симфонический оркестр Бурятского театра оперы и балета. 1983 г.

«Очень тонкий и гибкий музыкант, – говорит заслуженная артистка РСФСР И. Кузьмина, — умеет аккомпанировать певцам, умеет дать певцу творческую свободу». «Способный и находчивый», – отмечает заслуженный артист РСФСР Д. Дашиев. А это значит, что исполнители уверены в дирижёре, уверены, что тот придёт на помощь в трудную минуту. Артисты оркестра также говорят об умении В. Галсанова творчески, не распыляясь, вести репетиции, и это качество определяет облик и перспективность дирижёра, как и его самообладание за пультом во время спектакля.

Самого дирижёра не меньше, чем опера, привлекает симфоническая музыка. В недавних концертах под управлением В. Галсанова прозвучали произведения классики и современных авторов. Молодой дирижёр показал, что ему близки произведения романтического плана, раскрыв драматические контрасты и сдержанно-утонченную лирику симфонии ре минор С. Франка. Впечатляюще были переданы холодная неумолимость вступительного хорала, слепое неистовство вражды двух старинных веронских семей и волшебная красота мелодии любви Ромео и Джульетты во всемирно знаменитой увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта» П. Чайковского. Дирижёр проявил себя и как хороший ансамблист, успешно справившийся с трудной задачей аккомпанемента.

 

Олег КУНИЦЫН, музыковед. 1978 г.

Добавить комментарий