Что для бурятской культуры значит опера Александра Бородина «Князь Игорь».
Премьера оперы «Князь Игорь» — 24, 25, 27 февраля
Купить билеты
Для молодежи скупые строчки в газетных и справочных материалах о великом советском прошлом спектакля, и кочующая из статьи в статью информация: много лет театральный сезон в Оперном открывался именно «Князем». Люди постарше вспомнят ажиотаж и аншлаги вокруг ярчайшего представителя бурятской оперы, кто давно в теме приведет байку, что именно за роль половецкого хана Кончака легендарный Лхасаран Линховоин получил высшее признание – звание народного артиста СССР личным решением генсека Никиты Хрущева. Маловато будет.
Мы садимся с Даримой Линховоин и терпеливо ждем первой реакции худрука оперной труппы пока она в задумчивости перебирает предложенные ретро-снимки. В ее руках значимая часть истории театра, которому она отдала почти 45 лет жизни, бурятской оперы да и семьи, в конце концов, поэтому кажется, что вступление будет с налетом пафоса или патетики, но первым на ум одному из главных хранителей духа и традиций Оперного пришел… балет.
— А я ведь маленькой еще застала «Князь Игорь» в самой первой версии на нашей сцене, которую ставил Кончевский. С каким же придыханием смотрела на балерину Юлию Семенову, когда она вся в черном танцевала в «Половецких плясках». Невероятной красоты была женщина, глаз не оторвать. Чуть позже узнала, что не я одна, ведь половина мужчин города приходили именно на нее, специально на половецкий акт.
Сетуем, что на найденных в архиве снимках «Князя Игоря» разных временных периодов красавицы-балерины, сводившей с ума Бурятию, увы, нет. Да и вообще количество карточек совершенно не соответствует статусу жемчужины театра. Ответ Даримы Лхарасновны отдает болью.
— Самой безумно жаль. Только вот в непростой период жизни театра ставку фотографа упразднили, а накопленный за десятилетие архив просто уничтожили решением одного конкретного человека. Без предупреждения, иначе бы, конечно, разобрали большинство фотографий по домам.
Чтобы разбавить возникшую паузу, протягиваем открытку, которую оставил театру режиссер премьеры «Князя Игоря» 1959 года Алексей Киреев. Надпись гласит: «И возраст есть, и стаж имею, да соколу без дела не сидится».
Но вместо смены тематики слышим еще одну грустную историю.
— Алексей Киреев — гениальный режиссер. Вместе с главным художником театра Александром Тиминым они создали настоящий шедевр. А вот в родной для себя Мариинке в те годы Кировском театре оставался в основном на подхвате. Теперь понимаете всю трагичность строк про сокола? Он просился к нам обратно, ему настолько понравилось здесь работать, творить. Влюбился в артистов, потому что они были искренними и неиспорченными. Чистыми. Жаль, так его не услышали. Хотя его «Князь Игорь» больше полувека жил с нами.
Набираемся духа, чтобы взять быка за рога и задать отдающий безумием вопрос: «А как вот максимально кратко объяснить, почему именно «Князь Игорь» так запал в душу публике огромной страны?». И голос Даримы Лхасарновны становится чеканным:
— Почему только «Князь»? Театр раньше объезжал с гастролями всю страну — все билеты всегда проданы. Ессентуки, Пятигорск, Ижевск, Красноярск, Омск, Томск, Владивосток — везде знали: бурятский театр — нечто. В 79-м в Ленинграде творилось невероятное. Казалось, весь город побывал на наших спектаклях в Кировском (Мариинском) театре. 10 дней подряд спектакли – зал всегда битком. В рамках тура была встреча с бурятскими артистами в консерватории, взял слово знаменитый профессор режиссерской кафедры Арон Соломонович Бубельников: «Понятно, можно ко многому прицепиться. Это не так, то не так. Если ищешь блох – можно найти, но я все размышлял, в чем секрет бешенного успеха вашего театра. И понял. Невероятная искренность и вера в то, что они делают на сцене. Такое ничем не скрыть». Считаю, он прав. Но и тембральными голосами тоже отличались.
Но и в таком раскладе «Князь Игорь» все равно стал жемчужиной.
В чем феномен? — Когда готовили премьеру 59 года, — следует ответ. – Я любила пробираться в зал и тихонечко смотреть, как Тимин ставит свет. У него вообще не было мелочей, хотя у театра отсутствовали возможности. Только лампы-лягушки. И он колдовал неделями, искал, экспериментировал, и добивался полного эффекта присутствия. Открывался половецкий акт, и такое ощущение, что со сцены зал шел зной. Южная ночь, рисованные костры в дали – все за счет света. Ариозо Ярославны на фоне отрисованных пашен переносило тебя в Древнюю Русь. Пожар в тереме – просто волшебство. А какие костюмы? Первоначальные варианты не менялись десятилетиями.
Но сразить Москву, которая не только не верит слезам, но и чего только не видела.
— Киреевский «Князь» впечатлял, конкурировал со столичными спектаклями, а ведь в столичных версиях были совсем другие масштабы – хор на сто человек, лучшие музыканты страны в оркестре. Но по силе воздействия наш не уступал нисколько. Когда же приехали после декады, в Бурятии ждал настоящий триумф. Это было чудо. Из деревень приезжали лишь бы послушать, посмотреть. И так много-много лет.
Самое время поинтересоваться, правда ли лично генсек партии Никита Хрущев велел дать Лхасарану Линховоину народной артиста СССР прямо во время партии Кончка в «Князе Игоре» в 59-м.
— Не могу ни подтвердить на сто процентов, ни опровергнуть. Тоже слышала, что Хрущев прямо в партийной ложе дал указание: «Вот этому певцу обязательно дайте Народного». Сказ или быль, неважно, награду дали. А потом много лет папу звали петь Кончака в Большой и Мариинку. Режиссер Большого Борис Покровский был просто влюблен в его голос, в его артистический талант. И объяснение простое: наши артисты жили театром, думали о ролях везде. Да что говорить, в детстве жила с дедушкой и бабушкой в деревне, так как мама с папой не просто возвращались с работы поздно, а ночевали в театре. В 70-е годы таланта в театре вообще стало очень много. И голоса имели, и актеры были потрясающие. Феноменально расставляли акценты, экспериментировали с паузами для пущей драматургии. Зрители вжимались в кресла от эпичности происходящего.
Нам тоже захотелось вжаться в кресла.
— Ждем-ждем премьеры с нетерпением. Это же первая полноценная премьера с 1959 года! Раньше были только возобновления – что-то, конечно, меняли, в костюмах, в сюжете, но все основные художественные решения оставались тиминскими и киреевскими. А сейчас новая жизнь. Самой безумно интересно, как все получится.
В 2014 году режиссер Елена Артюхина представила последнее на данный момент возобновление оперы Бородина на сцене БГАТОиБ. Тогда на реализацию постановки к 90-летию Лхарасана Линховоина республика выделила миллион рублей. Премьерный проект 2021-го реализуется при совсем других масштабах — министерство культуры Российской Федерации выделило в виде гранта финансовую субсидию размером в 13 миллионов рублей.