Легендарный «Князь Игорь» возвращается в Улан-Удэ

Что для бурятской культуры значит опера Александра Бородина «Князь Игорь».

Премьера оперы «Князь Игорь» — 24, 25, 27 февраля
Купить билеты

Для молодежи скупые строчки в газетных и справочных материалах о великом советском прошлом спектакля, и кочующая из статьи в статью информация: много лет театральный сезон в Оперном открывался именно «Князем». Люди постарше вспомнят ажиотаж и аншлаги вокруг ярчайшего представителя бурятской оперы, кто давно в теме приведет байку, что именно за роль половецкого хана Кончака легендарный Лхасаран Линховоин получил высшее признание – звание народного артиста СССР личным решением генсека Никиты Хрущева. Маловато будет.

1959 год. «Князь Игорь». Князь Игорь в исполнении Владимира Манкетова.

Мы садимся с Даримой Линховоин и терпеливо ждем первой реакции худрука оперной труппы пока она в задумчивости перебирает предложенные ретро-снимки. В ее руках значимая часть истории театра, которому она отдала почти 45 лет жизни, бурятской оперы да и семьи, в конце концов, поэтому кажется, что вступление будет с налетом пафоса или патетики, но первым на ум одному из главных хранителей духа и традиций Оперного пришел… балет.

— А я ведь маленькой еще застала «Князь Игорь» в самой первой версии на нашей сцене, которую ставил Кончевский. С каким же придыханием смотрела на балерину Юлию Семенову, когда она вся в черном танцевала в «Половецких плясках». Невероятной красоты была женщина, глаз не оторвать. Чуть позже узнала, что не я одна, ведь половина мужчин города приходили именно на нее, специально на половецкий акт.

Сетуем, что на найденных в архиве снимках «Князя Игоря» разных временных периодов красавицы-балерины, сводившей с ума Бурятию, увы, нет. Да и вообще количество карточек совершенно не соответствует статусу жемчужины театра. Ответ Даримы Лхарасновны отдает болью.

— Самой безумно жаль. Только вот в непростой период жизни театра ставку фотографа упразднили, а накопленный за десятилетие архив просто уничтожили решением одного конкретного человека. Без предупреждения, иначе бы, конечно, разобрали большинство фотографий по домам.

1976 год. «Князь Игорь». Саян Раднаев и Дина Кыштымова

Чтобы разбавить возникшую паузу, протягиваем открытку, которую оставил театру режиссер премьеры «Князя Игоря» 1959 года Алексей Киреев. Надпись гласит: «И возраст есть, и стаж имею, да соколу без дела не сидится».

Но вместо смены тематики слышим еще одну грустную историю.

— Алексей Киреев — гениальный режиссер. Вместе с главным художником театра Александром Тиминым они создали настоящий шедевр. А вот в родной для себя Мариинке в те годы Кировском театре оставался в основном на подхвате. Теперь понимаете всю трагичность строк про сокола? Он просился к нам обратно, ему настолько понравилось здесь работать, творить. Влюбился в артистов, потому что они были искренними и неиспорченными. Чистыми. Жаль, так его не услышали. Хотя его «Князь Игорь» больше полувека жил с нами.

Князь Галицкий – Ким Базарсадаев

Набираемся духа, чтобы взять быка за рога и задать отдающий безумием вопрос: «А как вот максимально кратко объяснить, почему именно «Князь Игорь» так запал в душу публике огромной страны?». И голос Даримы Лхасарновны становится чеканным:

— Почему только «Князь»? Театр раньше объезжал с гастролями всю страну — все билеты всегда проданы. Ессентуки, Пятигорск, Ижевск, Красноярск, Омск, Томск, Владивосток — везде знали: бурятский театр — нечто. В 79-м в Ленинграде творилось невероятное. Казалось, весь город побывал на наших спектаклях в Кировском (Мариинском) театре. 10 дней подряд спектакли – зал всегда битком. В рамках тура была встреча с бурятскими артистами в консерватории, взял слово знаменитый профессор режиссерской кафедры Арон Соломонович Бубельников: «Понятно, можно ко многому прицепиться. Это не так, то не так. Если ищешь блох – можно найти, но я все размышлял, в чем секрет бешенного успеха вашего театра. И понял. Невероятная искренность и вера в то, что они делают на сцене. Такое ничем не скрыть». Считаю, он прав. Но и тембральными голосами тоже отличались.

Но и в таком раскладе «Князь Игорь» все равно стал жемчужиной.

В чем феномен? — Когда готовили премьеру 59 года, — следует ответ. – Я любила пробираться в зал и тихонечко смотреть, как Тимин ставит свет. У него вообще не было мелочей, хотя у театра отсутствовали возможности. Только лампы-лягушки. И он колдовал неделями, искал, экспериментировал, и добивался полного эффекта присутствия. Открывался половецкий акт, и такое ощущение, что со сцены зал шел зной. Южная ночь, рисованные костры в дали – все за счет света. Ариозо Ярославны на фоне отрисованных пашен переносило тебя в Древнюю Русь. Пожар в тереме – просто волшебство. А какие костюмы? Первоначальные варианты не менялись десятилетиями.

1989 год. Москва. Труппа бурятской оперы с легендарным тенором Иваном Козловским после оперы «Князь Игорь»

Но сразить Москву, которая не только не верит слезам, но и чего только не видела.

— Киреевский «Князь» впечатлял, конкурировал со столичными спектаклями, а ведь в столичных версиях были совсем другие масштабы – хор на сто человек, лучшие музыканты страны в оркестре. Но по силе воздействия наш не уступал нисколько. Когда же приехали после декады, в Бурятии ждал настоящий триумф. Это было чудо. Из деревень приезжали лишь бы послушать, посмотреть. И так много-много лет.

Кончак Лхасарана Линховоина

Самое время поинтересоваться, правда ли лично генсек партии Никита Хрущев велел дать Лхасарану Линховоину народной артиста СССР прямо во время партии Кончка в «Князе Игоре» в 59-м.

— Не могу ни подтвердить на сто процентов, ни опровергнуть. Тоже слышала, что Хрущев прямо в партийной ложе дал указание: «Вот этому певцу обязательно дайте Народного». Сказ или быль, неважно, награду дали. А потом много лет папу звали петь Кончака в Большой и Мариинку. Режиссер Большого Борис Покровский был просто влюблен в его голос, в его артистический талант. И объяснение простое: наши артисты жили театром, думали о ролях везде. Да что говорить, в детстве жила с дедушкой и бабушкой в деревне, так как мама с папой не просто возвращались с работы поздно, а ночевали в театре. В 70-е годы таланта в театре вообще стало очень много. И голоса имели, и актеры были потрясающие. Феноменально расставляли акценты, экспериментировали с паузами для пущей драматургии. Зрители вжимались в кресла от эпичности происходящего.

Князь Игорь Константина Буинова

Нам тоже захотелось вжаться в кресла.

— Ждем-ждем премьеры с нетерпением. Это же первая полноценная премьера с 1959 года! Раньше были только возобновления – что-то, конечно, меняли, в костюмах, в сюжете, но все основные художественные решения оставались тиминскими и киреевскими. А сейчас новая жизнь.  Самой безумно интересно, как все получится.

В 2014 году режиссер Елена Артюхина представила последнее на данный момент возобновление оперы Бородина на сцене БГАТОиБ. Тогда на реализацию постановки к 90-летию Лхарасана Линховоина республика выделила миллион рублей. Премьерный проект 2021-го реализуется при совсем других масштабах — министерство культуры Российской Федерации выделило в виде гранта финансовую субсидию размером в 13 миллионов рублей.

Обсуждение закрыто.