«Военные письма» Валерия Гаврилина

14 сентября на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета – симфонический концерт к юбилею Владимира Рылова. В программе  — вокальный цикл «Военные письма» Валерия Гаврилина, кантата-реквием «Голос обелиска» Анатолия Андреева и кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева. Эти сочинения исполняются крайне редко. Предлагаем  познакомиться со статьей о «Военных письмах», написанную артисткой оркестра БГАТОиБ (виолончель)  Евгенией Именохоевой.

Музыку Валерия Гаврилина понимают, любят, ей подражают все, но даже и не догадываются об этом. Люди прошлого и настоящего истосковались по такой искренней, настоящей и до невероятности глубокой музыке: в ней так естественно смешались общечеловеческие истины древности, самые острые проблемы современности и та особенная духовность, что, возвышаясь над нами, очищает и наполняет душу любовью. Эти слова совсем не удивительны, ведь Валерий Гаврилин был способен чувствовать боль каждого и переживать ее, как свою собственную.

Вокально-симфоническая поэма «Военные письма»

«Военные письма» — мрачная и тяжелая история влюбленных, насквозь пропитанная ужасами времени Великой Отечественной войны. Сам Валерий Гаврилин говорил: «»Военные письма», как и большинство моих сочинений, — сочинение о любви, которая разрушена, на этот раз страшным бедствием — войной. Подобно злому лиху из русских сказок она приносит горе и слезы людям, отнимая у них самых дорогих и близких — отнимая любимых».

Вокальный цикл состоит из 12 частей, разнохарактерных по содержанию и музыкальной стилистике, обрамленных эпиграфом, который, в свою очередь, передает эмоциональный фон всего произведения:

«— Уезжал он зимой или летом? — Не помню, ничего не помню, помню только, что было воскресенье, и с утра собирался дождик. — Сколько лет ему было, мама? — Не помню, ничего не помню, помню только полосатую рубашку, зеленым по белому полю! — Что сказал он в последнюю минуту? — Не помню, ничего не помню, помню только, что губы шевелились, а потом загудели паровозы. — Как домой ты вернулась, мама? — Не помню, ничего не помню, помню только, что грела руки, у какого огня — не знаю…»

Основной способ трансляции смысла и настроения в произведении – это вокальная составляющая, которой нужно уделить особое внимание. В работе над партитурой Валерий Гаврилин использовал вместо терминологических описаний голосов обычное деление на «мужской» и женский», что собой подразумевало исполнение не для академических певцов, а для популярных певцов эстрады своего времени Таисии Калинченко и Эдуарда Хиля.

Спектральность вокальных средств, переходящая в естественный человеческий говор, актерская игра голосом путем всхлипывания и стонов, сопутствующее исполнение * a cappella без сопровождения оркестра, полное вскрытие смысла стихотворного текста через вокальное искусство и многие другие профессиональные навыки певцов наглядно рисуют слушателям картину происходящего в замысле автора.

Музыка цикла переполнена различными инструментальными эффектами: раскрыт весь спектр возможностей звукоизвлечения для ударной группы симфонического оркестра, ломанные и «куцые» аккорды гармошки, яркое и динамичное *frulatto трубы и тому подобное. Также для общей выразительности в постановках предлагают использовать записи звука взрыва, лихого гула, крика и звуков природы.

«Что мои-то ясны очи» открывает вокальный цикл грозными и резкими аккордным *tutti оркестра, после которых звучит монотонный, холодный монолог солдата. Мелодия номера удивительно простая и завораживающая, при этом имеет тягостные оттенки, выражающие одиночество и тоску по любимой: страх перед отчаяньем, неизвестностью, оборвавшегося в момент светлого будущего.

В последующем оркестровом *лейтмотиве повествование передается женской партии в эпизоде – «Дождь дождит».

Этот номер можно охарактеризовать как народную песню, в которой повторяется один и тот же мотив, сводящий с ума своим беспрерывным, похожим на молитву, обращением женщины к уже погибшему возлюбленному: она «заклинает» его вернуться, не верит и не желает воспринимать действительность происходящего — она верит и любит.

Номер «Дразнилка» контрастирует на фоне предыдущих  и отмечает атмосферу радости и детской наивности: примитивная, состоящая всего из трех звуков мелодия врывается громкими хлопками, топаньем ног, задорным смехом и напоминает о том, что жизнь продолжается и в ней, все же, есть место искреннему счастью и беззаботности, хоть и цена ей весьма дорога .

«Лихо» – песнь смерти: некий образ злого лиха, уничтожающего и поглощающего все на своем пути.

Антагонист, жестокий и безразличный по своей натуре, устрашает, наполняет сердца отчаянием и издевательски смеётся, празднуя свое господство над людскими судьбами. Общую инструментальную картину обволакивает маршеобразный ритм ударной группы.

Чувственный, задумчивый, печальный по эмоциональным краскам дуэт «Рябины», говорящий о долгом расставании влюбленных, нежно перетекающий в следующий вокальный эпизод «Дорогой, куда ты едешь?» резко обрывается на громких аккордах сломанной гармони как бы «дает знать» слушателям о том, что история любви героев вот-вот подойдёт к трагическому завершению.

«Пошел солдат, да оглянулся», написанный в манере военной песни, по ощущениям вызывает чувство паники и постепенно нарастающей тревоги: о страхе солдат не перед близкой смертью, а о потере родных — о разлуке растворяющей, необратимой.

«Милый мой дружок» – диалог возлюбленных, больше похожий на ментальную связь, чем на разговор  в настоящем времени. Музыка фрагмента романтична и полётна по диманическим движениям. Это фантазия об идиллии, слиянии душ и возвышенности чувств, грубо перебитая реальностью событий следующей темы — «Почтальонка», где главная героиня находится в томительном ожидании письма от любимого, который уже никогда ей не напишет.

Мужской речитатив «Письмо» следует как ответ на прошлый номер и излагает трогательные размышления героя о том, что «На войне весна» и как хочет поделиться всем прекрасным, что окружает его в отвратительном. Это мелодия о расцвете чувств, о силе любви, о том как близкие хранят и наделяют отвагой даже на далеких расстояниях. Нежное соло флейты описывает нам картину пробуждающих сентиментальных чувств, уводит на ассоциации о красоте весенней природы.

«Военные письма» –  эпизод, где главенствующую роль в повествовании берет на себя симфонический оркестр. Это мелодический пересказ и подытоживание всей многогранной гаммы чувств, что передали нам предыдущие вокальные номера. Музыкальная линия струнных написана драматично, жертвенно и трагично. Мелодия постепенно расширяется по развитию, набирает динамический заряд, затем резко угасает, успокаивается и перетекает в финал всего вокального цикла — «Месяц май».

«Месяц май» – самый продолжительный эпизод всего произведения. Нежные переключения с одной музыкальной фразы на другую облагораживают, порождают изумительный по своей красоте и естественности сказ о вечной любви, которая существует в веках, невзирая на утрату, разочарование и исход человеческих жизней.  

Это произведение о мучительном ожидании, о чувстве беспокойства и бесконечной тоске и сострадании ко всему миру: историю про раздирающую, ядовитую скорбь, до боли отчаянный крик человечеству о последствиях такого страшного события, как война.

Слушателю ярко и на однозначных контрастах дают сравнить тему «жизни и смерти», пропустить сквозь свое восприятие раздумья и личные переживания композитора. Такие творения будут актуальны всегда, пока мы слушаем, исполняем и любим по-настоящему народных, чутких и невероятно талантливых авторов, как Валерий Гаврилин.

Автор: Евгения Именохоева – артистка оркестра БГАТОиБ ( виолончель)

Обсуждение закрыто.