«Владимира Рылова отличает страстное, неравнодушное отношение к своей деятельности»

29 августа 2022 года художественному руководителю Бурятского государственного академического театра оперы и балета Владимиру Алексеевичу Рылову исполняется 75 лет.

Владимир Рылов — лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1984), народный артист Бурятской АССР (1989), заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, почетный профессор Восточно-Сибирского государственного института культуры, в 2010 году удостоен Благодарности Президента Российской Федерации за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу, в 2022 году награжден медалью «Зa зacлyги пepeд Pecпyбликoй Бурятия».

Потомственный петербуржец, В.А. Рылов родился в 1947 г. в семье музыкантов. Образование получил в старейших отечественных учебных заведениях: Хоровом училище имени М.И. Глинки при Санкт-Петербургской Певческой капелле и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Еще будучи учеником Хорового училища, В.А Рылов создал и на протяжении двух лет руководил Хором студентов Ленинградского химико-технологического техникума имени Д.И. Менделеева, а став студентом–первокурсником, возглавил Оперную студию Ленинградского Дома учителя, где дирижировал операми «‎‎Демон», «‎‎Сельская честь», «‎‎Лукреция Борджиа», «‎‎Прекрасная Елена».

После службы в Советской армии В.А. Рылов был приглашен на должность художественного руководителя Русского народного оркестра имени В.В. Андреева Ленинградского Комитета по телевидению и радиовещанию. Здесь большое внимание он уделяет исполнению новых сочинений ленинградский композиторов. Многие из этих сочинений стали частью золотого фонда Всесоюзного радио.

Постоянно тяготея к театральным постановкам, В.А. Рылов переходит на работу в легендарный театр Музыкальной комедии — один из самых популярных коллективов города. Здесь, в должности главного дирижера, В.А. Рылов всемерно укрепляет оркестр театра, который вскоре снискал авторитет и уважение среди специалистов. Репертуар театра пополнился постановками классических оперетт и современных отечественных и зарубежных мюзиклов, впервые появившихся на отечественной сцене. 

В этот период В.А. Рылов тесно сотрудничает с киностудией «‎‎Ленфильм». Всенародно любимые телевизионные фильмы «Летучая мышь», «Труффальдино из Бергамо», «Трое в лодке, не считая собаки» и многие другие созданы при участии В.А. Рылова и его оркестра. 

В Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского В.А. Рылов был приглашен в 1980 году. Здесь он принял весь основной репертуар и одновременно осуществил ряд новых постановок, среди которых «Иван Сусанин», «Мазепа», «Золушка», «Тоска», «Блудный сын», «Чудесный мандарин». За постановку авторской двухвечерней редакции оперы С. Прокофьева «Война и мир» В.А. Рылов был удостоен Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки. В этот же период В.А. Рылов руководил симфоническими сезонами Пермской филармонии, где были исполнены многие сочинения русских композиторов, а также «Magnificat» И.С. Баха и «Requiem» Дж. Верди.

С 1984 по 1986 гг. В. Рылов проходил стажировку в Государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова (Мариинский театр) под руководством народного артиста СССР Ю.Х. Темирканова. В эти годы В. Рылов регулярно выступает с концертными программами в Большом зале Ленинградской филармонии, проводит записи этих программ на студии звукозаписи «Мелодия», возобновляет сотрудничество с «Ленфильмом».

В 1986 году В.А. Рылов становится главным дирижером Бурятского академического театра оперы и балета, где организует подготовку к масштабным гастролям коллектива, приуроченным к 50-летию образования театра. Одновременно он возобновляет симфонические сезоны Бурятской филармонии, где помимо абонементных программ проводит фестивали современной музыки, способствует созданию новых сочинений бурятских композиторов. Под его руководством оркестр и солисты театра регулярно выезжали во многие районы республики. Зрители Иркутска, Читы, Хабаровска и Владивостока высоко оценили мастерство бурятских артистов. На гастролях театра в Москве и Ленинграде в сентябре 1989 г. были показаны оперы «Аида», «Князь Игорь», «Дочь полка», а также опера бурятского композитора Виктора Усовича «Ночь умирает с рассветом»; балеты «Жизель», «Ренессанс». В Колонном зале Дома Союзов был исполнен «Реквием» Дж. Верди и ряд сочинений бурятских композиторов. В том же году В.А. Рылову было присвоено звание народного артиста Бурятской АССР.

Следующие два года В.А. Рылов работает в Москве в качестве главного дирижера Московского государственного театра балета СССР и художественного руководителя симфонического оркестра Комитета по кинематографии. С этими коллективами он проводит ряд успешных гастролей в Голландии, Германии, Великобритании. 

В конце 1992 года В.А. Рылов возвращается в Санкт-Петербург, где получает приглашение на должность художественного руководителя театра Музыкальной комедии. Одновременно он создает «Палас-оркестр», призванный возродить традиции музицирования в петербургских дворцах, а также летние сезоны в Павловске. 

С середины 1990-х гг. В.А. Рылов много работает как гастролирующий дирижер. В этот период проходят его многочисленные выступления в городах России, Европы и Азии. Такие постановки, как «Князь Игорь» в Нижегородской опере, «Кармина бурана» и «Царская невеста» в Новосибирске, «Ромео и Джульетта» в Якутске, «Баядерка» и «Щелкунчик» в Сеуле, «Иван Сусанин» в Скопье (Македония), оперетта Ф. Легара «Царевич» в Вене заслужили высокую оценку прессы и публики. В.А. Рылову выпала честь быть первым исполнителем Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Шостаковича в объединенном Берлине (1990) и в КНР (Пекин, 1995). С китайскими и корейскими оркестрами дирижера до сих пор связывают многолетние творческие контакты. 

В 2001-2002 гг. В.А. Рылов снова приглашен в Бурятский государственный академический театр оперы и балета. Активная творческая деятельность В.А. Рылова вновь вызвала интерес зрителей, появились новые названия спектаклей. Постановка увертюры-фантазии «Франческа да Римини‎»‎ П. Чайковского и кантаты «Carmina Burana» К. Орфа в редакции В.А. Рылова была удостоена Государственной премии Республики Бурятия. 

В 2000-е годы В.А. Рылов возглавляет театры Уфы, Самары, Волгограда. Для постановок в этих театрах В.А. Рылов осуществляет не только музыкальные редакции опер, таких как возрожденный после столетнего забвения «Кавказский пленник» Ц. Кюи, но и создает новые литературные либретто для постановок «Травиаты» Дж. Верди и «Фауста» Ш. Гуно. В программах симфонического оркестра филармонии Алтайского края, где В.А. Рылов многие годы сохранял позицию художественного руководителя, публиковались его переводы текстов Симфонии №4 Г. Малера и симфонической поэмы «Идеалы» Ф. Листа. Телеканал ВГТРК «Культура» не раз приглашал В.А. Рылова для записи у микрофона литературных программ, среди которых цикл «Контурная карта» и масштабный проект «Мой лейтенант» по роману Д. Гранина.  В качестве соавтора В.А. Рылов осуществил на сцене Татарского театра оперы и балета постановки сочинений Р. Ахияровой: балета «Золотая Орда» и оперы «Сююмбике». Оба спектакля удостоены Государственной премии Республики Татарстан. Его редакция балета А. Хачатуряна «Спартак» идет на сценах Михайловского театра (Санкт-Петербург), Новосибирского и Татарского театров оперы и балета. Для постановки оперы Рихарда Штрауса «Электра» в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» В. Рылов создал новую оркестровую редакцию этого масштабного сочинения. На этой же сцене идет спектакль на музыку В. Гаврилина «Русская тетрадь» в редакции В.А. Рылова.

В.А. Рылов известен и как композитор. Его перу принадлежит ряд сочинений для смешанного хора на стихи Н. Рубцова, Н. Заболоцкого, И. Тургенева и других. 

С октября 2021 года В.А. Рылов приглашается на должность художественного руководителя Бурятского государственного академического театра оперы и балета. Уже в первые месяцы своего возвращения Маэстро предстал перед зрителями в качестве дирижера балетов «Жизель» и «Щелкунчик», опер «Кармен», «Сельская честь» и «Евгений Онегин»; представил свои постановочные проекты «Посвящаем Пушкину» и «С возвращением, maestro!». В проект «Посвящаем Пушкину» вошли одноактная опера «Алеко» Рахманинова и страницы оперы «Руслан и Людмила» Глинки (в концертном исполнении), где между номерами дирижер читает фрагменты из поэмы. В проекте «С возвращением, maestro!» прозвучала сюита Свиридова «Метель» и текст пушкинской повести, которую дирижер прочел наизусть, покорив зрителей своим актерским мастерством. В марте 2022 года с триумфом прошла премьера спектакля Владимира Рылова по опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». В мае 2022 года состоялся фестиваль классической и современной музыки «Возвращение‎»‎, подаривший бурятскому зрителю запоминающиеся встречи с прекрасной музыкой и замечательными людьми. Прозвучали произведения Валерия Гаврилина и Сергея Прокофьева — шедевры отечественной музыки вокальный цикл «Военные письма‎» и кантата «Александр Невский». Впервые на сцене Бурятского театра оперы и балета хором театра под управлением главного хормейстера театра Валерия Александровича Волчанецкого были исполнены православные духовные песнопения на бурятском языке. Выступили студенты ведущих музыкальных вузов России, молодые таланты Бурятии, большинство из которых — выпускники колледжа искусств имени П.И. Чайковского, наша гордость, наша надежда. Посетил фестиваль в Улан-Удэ пианист и композитор Александр Мекаев, проживающий и работающий в Турции (Александр Юрьевич преподает в университете Аднана Мендереса). Запомнился фестиваль и приездом лауреатов Международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского: пианиста Алексея Мельникова, виолончелиста Александра Рамма, сопрано Марии Мотолыгиной. Идейным вдохновителем фестиваля стал маэстро Владимир Алексеевич Рылов.

В июне 2022 года с аншлагом прошла премьера первого бурятского рок-мюзикла «Бальжан Хатан». Идея этой постановки на сцене БГАТОиБ принадлежала художественному руководителю театра. Он и стал музыкальным руководителем и дирижером спектакля. Содружество дирижера и известного театрального режиссера Олега Юмова стало удачным экспериментом и привело к появлению нового театрального шедевра. В завершении 82-го театрального сезона иркутские зрители горячо приветствовали гастроли театра, возобновленные после пятилетнего перерыва. Под руководством В.А. Рылова театр взял курс на подготовку к празднованию 100-летнего юбилея Республики Бурятия.

В.А. Рылова отличают неутомимая работоспособность, необычайное трудолюбие, страстное, неравнодушное отношение к своей деятельности. На протяжении творческого пути В.А. Рылов внес существенный вклад в развитие музыкального искусства и культуры как национальных республик, так и России в целом.

Автор: Динара Трегубова

Обсуждение закрыто.