Владимир Бочаров о «Травиате»: «Мы в чем-то предсказали карантин»

2, 3 и 4 октября на сцене театра прошла закрытая сдача оперы Джузеппе Верди «Травиата».  О новой постановке рассказывает режиссер-постановщик Владимир Бочаров

В постановке Владимира Бочарова задействованы три состава исполнителей. Главную партию Виолетты Валери исполнили Батчимэг Самбуу, народная артистка Бурятии Билигма Ринчинова и Дина Санданова. Партию Альфреда — солисты Чингис Иванов и Соел Батуев. Партию Жермона — Александр Хандажапов и народный артист Бурятии Мунхзул Намхайн. Дирижер-постановщик оперы — Виталий Шевелев.

Запланированная на март 2020 года, премьера оперы Джузеппе Верди «Травиата» состоится в новом сезоне, и мы с нетерпением ждем возможности показать спектакль своему зрителю. 

Режиссер Владимир Бочаров зарекомендовал себя одним из самых оригинальных молодых постановщиков страны, недаром его опера «Франциск» в рамках проекта «Опергруппа» была отмечена специальным призом самой статусной театральной премии страны «Золотая маска». 

Естественно, речи о классической подаче знаменитой оперы Верди не идет, и сюжет романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», по мотивам которого Франческо Мария Пьяве в середине XIX века создал либретто «Травиаты», переносится в современные реалии. Между прочим, рискованное мероприятие, ведь отклик на остросоциальную тематику произведения о «заблудшей» бывает самый разный: вплоть до увольнения режиссера, когда в современной трактовке увидели намеки на конкретные проблемы в реальной жизни.

Фото — Егор Бельских

— Не в курсе таких «страшилок», — рассказывает Владимир Бочаров. – Но для театра здорово, если спектакль не просто прошел, а взбаламутил общественность. К полярным откликам необходимо стремиться. И в опере «Травиата» действительно есть политическое содержание и критическая мысль.  Само произведение Александра Дюма содержит в себе критическую идею, и в либретто Франческо Мария Пьяве перенесли все те посылы, связанные с критикой социального устройства общества в XIX веке. 

— Как обозначенная проблематика влияет на вашу постановку?

— У нас достаточно критическая позиция. Причем не только в общем замысле, но и в форме реализации. Жалею, что не смогли дать премьеру в запланированные сроки , ведь, по сути, мы в чем-то предсказали карантин. Зритель увидит, что наш акцент был сделан на дистанцию между людьми, и в итоге сейчас человечество пришло к такому уже вынужденно. 

Фото со сдачи спектакля «Травиата». Фото — Егор Бельских

— А вы какую дистанцию имели ввиду?

— Это касается главной героини и ее судьбы. Когда зритель увидит постановку, ее развитие, через какие лейтмотивы она проходит, то поймает ощущение предчувствия карантина, только не искусственного, а естественного. 

— Английский режиссер Роберт Уилсон назвал свою постановку «Травиаты» для Пермского театра оперы и балета «Русской Травиатой». Вашу трактовку можно считать «Бурятской»?

— Безусловно. Для нас это был важный момент. И во многом и идея, и художественное оформление продиктованы деколониальной позицией. Мы стремились к ней обратиться и к ней прийти. Попытаться вскрыть эту историю не глазами приехавшего из Москвы режиссера со своей командой, который сейчас вам все покажет и расскажет, а изначально пройти историю вместе с солистами, артистами хора и балета, чтобы каждый мог расшифровать ее, прежде всего, для себя. А потом делиться пониманием со зрителем.

Сцена из оперы «Травиата». Фото — Егор Бельских

— Вы упомянули, что во многом предвосхитили ограничение социальной дистанции, а как карантин сказался на вашей постановке?

— Конечно, постановка пострадала, как и любая другая, и мы, готовясь к сдаче, проделали много работы. Ведь и ментально, и физически, когда полгода проводишь дома, что-то упускается, но в то же время появляется возможность подумать над новыми формами коммуникациями со зрителем. В целом, для репертуарного театра карантин может быть рассмотрен с двух сторон. Либо полная стагнация, кризис и упадок, либо шанс закрыться, прокачаться, открыть для себя что-то новое – преобразиться.

Добавить комментарий