Визитная карточка бурятской оперы

Рецензия московского критика на постановку Бурятского театра оперы и балета оперы «Тоска»

img_6333Во время Дней культуры Улан-Удэ в Москве на новой сцене Большого театра России артисты Бурятского государственного театра оперы и балета представили оперу «Тоска» Дж. Пуччини. Для всей культуры Бурятии это событие стало знаковым, прежде всего потому, что на протяжении довольно большого периода времени ни один из коллективов республики не выступал на главной сцене страны. Тем более с таким триумфом.

В числе зрителей оказались директор Большого театра Владимир Урин и президент Ассоциации музыкальных театров России Георгий Исаакян. Оба отметили, что спектакль оказался для них большим сюрпризом: никто не ожидал от регионального театра столь высокого уровня исполнения.

Такого же мнения придерживаются и театральные критики. Предлагаем вашему вниманию рецензию Игоря Корябина, специального корреспондента крупнейшего интернет-портала belcanto.ru, посвящённого классической музыке.

Московский триумф «Тоски» из Улан-Удэ

Премьера «Тоски» состоялась на сцене Бурятского театра оперы и балета в апреле 2015 года. Драматургически минорная, но при этом «эстетически лучезарная», театрально-зрелищная и, на первый взгляд, вполне обычная новая постановка необычна тем, что на фоне унылого засилья режиссерских экспериментов нынешняя продукция прежде режиссерского и сценографического воплощения на первый план ставит музыку.

«Для всей культуры Бурятии это событие стало знаковым, прежде всего потому, что на протяжении довольно большого периода времени ни один из коллективов республики не выступал на главной сцене страны. Тем более с таким триумфом».

Опера «Тоска» — это авторский романтический «слепок» со всех сюжетно-исторических локализаций единственной «римской оперы» Пуччини. А населены они персонажами, одетыми в костюмы, со вкусом стилизованные «под эпоху» (все события разворачиваются в Риме 1800 года).

Историческая подоплека сюжета — это лишь благодатный фон для выплеска человеческих страстей и эмоций, а сделать это лучше, чем итальянская опера, просто невозможно!

А раз так, то «Тоска» требует для своего исполнения первоклассных солистов. В титульной партии в Москве мы услышали молодую певицу Самбуугийн Батчимэг. Профессиональное вокальное образование она получила у себя на родине в Монголии, а с сезона 2015/2016 стала солисткой Бурятского театра оперы и балета.

На сегодняшний день голос певицы — звонкое и крепкое сопрано lirico spinto. При этом для партии Тоски требуется сопрано драматическое и опыт прожитой жизни, но, несмотря на молодость Самбуугийн Батчимэг и отсутствие в ее голосе драматической форманты, необходимый градус образа исполнительница добирает за счет внутреннего артистического перевоплощения.

Тенор Михаил Пирогов в партии Каварадосси – солист труппы с 2014 года, лауреат многих международных конкурсов, однако мое первое знакомство с ним было связано с его прошлогодней победой на III Международном конкурсе молодых оперных певцов и режиссеров им. П.И. Словцова в Красноярске. Тогда певец завоевал Гран-при, обратив на себя внимание как на истинно драматического тенора. Это была сенсация, так как дефицит на рынке драматических теноров в мире наблюдался всегда.

Наконец, самый известный участник этой постановки — монгольский баритон Ариунбаатар Ганбаатар в партии Скарпиа. Как и Самбуугийн Батчимэг, профессиональное вокальное образование певец получил на родине. В 2014 году на III Международном конкурсе вокалистов им. М. Магомаева в Москве певец завоевал I премию и в том же году стал солистом Бурятского театра оперы и балета. 2015 год принес ему І премию и Гран-при XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Санкт-Петербург).

Если говорить о вкладе в этот спектакль каждого солиста, артиста хора, миманса, каждого музыканта оркестра, не забыв, конечно, о вкладе концертмейстеров, хормейстера и дирижера, то в целом благодаря высокому музыкальному уровню обсуждаемой постановки эту продукцию «Тоски» смело можно назвать визитной карточкой труппы сегодняшнего дня.

Добавить комментарий