В главном театре Бурятии показали остросовременный спектакль

Зачем авторы оперы «Царская невеста» протянули политические параллели сквозь три исторических периода.

По меньшей мере удивление испытали жители Бурятии, приготовившиеся к встрече с классической русской оперой «Царская невеста» на сцене академического театра оперы и балета (возрастной ценз 12+), премьера которой состоялась в эти выходные. Вместо 4 – часовой громады исключительно для знатоков оперного искусства, посвященных в события времен Ивана Грозного, зрителям показали полуконцертный вариант (как значится в афишах), с выходами артистов прямо из зала и текстом на современном русском языке.  

Доселе в Бурятии ожидать подобного можно было разве что от главного режиссера русского драмтеатра Сергея Левицкого, но никак не приверженцев классики, но вышло неплохо. В кои веки зрителям не только было понятно, что поют, но и в каком временном летоисчислении происходят события, учитывая, что авторы постановки под руководством Владимира Рылова одели своих героев в костюмы советской России периода НЭПа.

Более того, в начале оперы, на протяжении всей довольно продолжительной увертюры зрители, глядя на широкоформатный экран, имеют возможность ознакомиться с основными политическими итогами правления Ивана Грозного, что само по себе уже представляет интерес. А далее, в хронике уже столетней давности, заснятой почему-то в городе на Неве, иные зрители усмотрели четкий профиль Головы Ленина с площади Советов, как бы взирающей на все происходящее на сцене, что автоматом перенесло действие прямиком в Бурятию.

— Наша постановка посвящена и очень серьезной проблеме власти — власти подавляющей, тоталитарной, и здесь возникают прямые ассоциации с веком XX-м. Многие наши зрители знают о событиях XX-го века только по книгам, фильмам или рассказам. Я же в большой степени сам участник и очевидец этих событий, и тот исторический фон, на котором разворачивается драма наших персонажей, напоминает об этом времени, — пояснил Владимир Рылов на сайте театра, подтверждая заявленный по приезду принцип творить искусство исключительно для зрителя.

История Бурятского театра оперы и балета свидетельствует, что «Царская невеста» (музыка Римского – Корсакова) ставилась здесь в 1948, 1953 и 1971 годах, однако такого здешние зрители точно никогда не видели. Такая Любаша (в потрясающем актерском исполнении солистки Марии Балдановой) не привиделась бы ни одному опричнику ни в одном сне, но все это условности.

Самое потрясающее, что в спектакле по сути о тоталитарном (читай — сильном) государстве, каким –то образом нашли отражение нынешние события, учитывая, что работа над оперой «Царская невеста» началась еще декабре 2021 года, когда о специальной военной операции на Украине по сути еще ничего не было слышно.

К примеру, еще никогда образ лекаря Бомелия (из немцев), охотно соглашающегося сделать для «царской невесты» и приворотное зелье, и губительный яд, не кажется столь современным. Интересно, что в отличие от других классических русских спектаклей опера «Царская невеста», не уступающая по накалу страстей иным шекспировским шедеврам, за всю свою более столетнюю историю практически не ставилась за рубежом.  

Автор: Татьяна Никитина, «Новая Бурятия»

Обсуждение закрыто.