«В финале конкурса будет оцениваться работа команды»

21 ноября состоится показ финальных эскизов Конкурса на создание и постановку национального балетного спектакля в рамках подготовки и проведения празднования 100-летия образования Республики Бурятия.

В первом этапе конкурса на создание либретто, который прошел с 1 декабря 2020 года по 28 февраля 2021 года, из тринадцати поданных заявок большее число голосов набрали три из них.

1. «Баргуджин Тукум. Последняя жертва» — Башкуев Геннадий Тарасович.

Геннадий Тарасович Башкуев — драматург, прозаик и публицист, член Союза писателей и Союза журналистов России, лауреат Государственной премии Бурятии, заслуженный деятель искусств Бурятии.

Окончил отделение журналистики филологического факультета Иркутского государственного университета. Публиковался в журналах «Байкал», «Современная драматургия», сборнике Союза театральных деятелей России «Сюжеты». За 25 лет творческого сотрудничества с национальным театром Бурятии поставлены практически все драмы и комедии драматурга: «Климат резко континентальный»(1985), «Любовь на взлётной полосе» (1993), «Звёздный час» (1994), «Чио-Чио-Саня» (1995), «Воздушный поцелуй» (2000), «Собака моей любовницы» (2002) и др.

Пьесы Г.Т. Башкуева поставлены в более чем 20 театрах России — в Санкт-Петербурге, Кирове, Уфе, Якутске, Красноярске, Перми, а также в Монголии, Казахстане, на Украине, переведены на башкирский, коми-пермяцкий, чувашский, монгольский и украинский языки. Г.Т. Башкуев является автором пьес для детей, поставленных в разные годы на сценах Бурятского театра драмы им. Х. Намсараева и Бурятского театра кукол «Ульгэр», а также лауреатом республиканских литературных премий — им. И. Калашникова и Ц. Шагжина.

3. «Гэсэр» — Рюнтю Александр Дмитриевич.

Александр Дмитриевич Рюнтю после окончания хореографического отделения Карельского училища культуры поступил в Академию Русского балета им А.Я. Вагановой (балетмейстерский факультет). В том же году был принят в труппу Михайловского театра. В 2007 г. решил полностью сосредоточиться на изучении современного танца, оставил работу в театре и поступил в компанию «Canon Dance» Натальи Каспаровой (Санкт-Петербург).

Здесь же прошел курсы повышения квалификации в направлении джаз и модерн танца. После ухода из компании продолжил изучать различные техники современного танца, обучаясь на мастер-классах танцовщиков и педагогов NDT1, Tanztheater Wuppertal (Pina Bausch), American ballet theatre и других.

Начиная с 2011 г. создал ряд постановок для артистов и солистов Большого театра и Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Лауреат в номинации «хореографы» Второго всероссийского смотра-конкурса молодых артистов балета и хореографов г. Красноярск (2012, г. Красноярск), дипломант в номинации «хореографы» XII Международного конкурса артистов балета и хореографов (2013, Большой театр России). В 2013-14 гг. был приглашен художественным руководителем Екатеринбургского театра оперы и балета для участия в хореографических мастерских «Dance-платформа» и «Dance-платформа +». В 2015 г. основал независимое творческое объединение A-theatre. В настоящее время изучает литературу и искусство в Институте журналистики и литературного творчества (г. Москва).

4. «Гэсэр» — Санжиева Лариса Николаевна.

Лариса Николаевна Санжиева — доцент, композитор, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, член Союза композиторов России, председатель правления Союза композиторов Республики Бурятия, член Совета по культуре при правительстве Республики Бурятия, лауреат международных и межрегиональных конкурсов. В 1994 г. окончила Новосибирскую государственную консерваторию им. М. Глинки, там же — ассистентуру-стажировку по специальности «Музыкальное искусство. Композиция». 

Имеет научные публикации, посвященные проблемам творчества бурятских композиторов, культуры, искусства и педагогики. Является автором 5-ти книг: «Сочинения для ятаги», «Вокализы, песни и романсы», «Пьесы для бурятских народных инструментов», «Произведения для фортепиано», «Арии, романсы и песни из репертуара Лхасарана Линховоина», а также  автором серии и составителем трех выпусков аудиоальбомов «Музыка композиторов Бурятии».

Сотрудничает с республиканским театром кукол «Ульгэр» и Бурятским драматическим академическим театром имени Х. Намсараева. Ей созданы оригинальные музыкальные оформления к 16-ти спектаклям. В оркестровых произведениях для бурятских народных инструментов («На берегу Селенги», «Энхалукские забавы птиц», «Остров небесных сетей», сюиты «Озеро» в трех частях, «Саяны в сиянии луны») композитор стремится сохранить обаяние тембров национальных инструментов, характерность их звучания.

— Стоит отметить, что финальные эскизы – это еще не наброски будущего спектакля, а проба пера в сторону национального балета. Пока еще не изучен весь фольклор, не подняты источники и архивы, на основе которых мы будем строить будущее повествование. В финале конкурса будет оцениваться композиционная целостность либретто, музыкального материала и хореографии. Насколько эти три специалиста сработались как команда. Смогла ли она создать за две недели неплохой продукт. В нашей части с композитором Яном Крулем будет композиционная мозаика, набор номеров, в которых не будет логики, но будет представлено наше видение балета, который хотим сделать, — поделился Александр Рюнтю.

В качестве либретто-претендентов рассматривались произведения, основанные на событиях из истории бурятского народа, биографиях выдающихся исторических личностей или бурятском фольклоре (сказка, легенда, эпос).

Обсуждение закрыто.