Известный танцор театра оперы и балета Баир Жамбалов, в репертуаре которого свыше 20 партий, рассказал «Номеру один» о первых сложностях, вспомнил самую запоминающуюся роль и высказался о работе с новым руководством.
«В балете нет лжи»
Баир Жамбалов из многодетной семьи, шестой ребенок. Родился и провел детство в селе Дырестуй Джидинского района. После окончания начальной школы в 1996 году поступил в Бурятское государственное хореографическое училище. Времена были трудные, и финансовые сложности во время обучения взяла на себя старшая сестра Баира.
«Я попал в балетный класс, который с первой минуты меня захватил. Я сам по себе рос активным ребенком, мы все время в деревне играли. А балет тесно связан с физическими нагрузками — были свои сложности, нужна была растяжка, гибкость и музыкальность. И это во мне раскрылось не сразу — многое давалось с трудом. Но, благодаря усердию и работе моего первого педагога по классическому танцу Елене Кожемяченко, все получилось. Помню, Елена Германовна наш класс мальчишек влюбила в эту профессию, и мы занимались с удовольствием. Были и мальчишки, кто относился к обучению неосознанно, и это сразу было заметно, потому что балет — это в первую очередь работа над своим телом и характером. Ты постоянно преодолеваешь самого себя, поэтому нужно сразу осознанно относиться к этому. В балете нет лжи, ты не сможешь обмануть зрителя — даже не знающий ничего о балете человек будет понимать, что «что-то идет не так». Думаю, поэтому балет считается одной из самых сложных профессий в мире», — рассказывает Баир Жамбалов.
По словам артиста, главное в танце — это душа. В этом виде искусства танцору необходимо совместить тяжелые нагрузки с плавностью и красотой движений — даже в моменте, когда танцор поднимает балерину на руки или выполняет сложные и почти акробатические трюки, он должен показать только легкость и грацию.
Кузница театра
Баир Жамбалов в балете с 1996 года, уже 25 лет. Первую сольную партию он исполнил в театре, будучи студентом-первокурсником, во время учебной практики.
«Вообще, хореографическое училище — это и есть кузница театра. Без него нет балета в театре Оперы и балета. Первый раз мне доверили роль друга принца Зигфрида из балета «Лебединое озеро», где нужно было танцевать с двумя девушками-балеринами. Этой ролью я очень горжусь, она была весьма сложная, а я был студентом», — вспоминает Баир.
Солист отмечает, что артисты балета подразделяются на амплуа — лирические герои, драматические герои, отрицательные и положительные. Первой ведущей партией в театре стала для Баира партия влюбленного Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта». По признанию самого артиста, эта роль до сих пор остается для него самой любимой и запоминающейся . К сожалению, спектакль «Ромео и Джульетта» не ставят уже с 2009 года, однако Баир рассказал о том, что ведутся переговоры о возвращении этого балета в репертуар. Также он вспомнил, как уезжал в другие регионы — в Москву, в Санкт-Петербург, но решил вернуться в родной театр.
«Я решил вернуться, потому что чувствую, что здесь я планомернее раскрываюсь, нежели там. Помню еще, что в Москве и Санкт-Петербурге я заметил, что люди более одинокие. У нас и так такая профессия, которая требует все твое время — можно целый день провести за репетициями. И там это чувствовалось еще сильнее, я затосковал — были только дом и работа. Но главное, я ощутил, что достиг потолка. В центральных городах в основном частные труппы и балет больше рассматривают как бизнес. Ты получаешь за спектакль деньги, и каждый день — одно и тоже, так можно деградировать. А в театре всегда обновления — репетиции, постановки, фестивали, конкурсы, мероприятия, творческий рост», — перечисляет Баир.
Главный человек в театре
Напомним, в конце минувшего года в театре оперы и балета сменилось руководство.
Нового художественного руководителя представили 1 октября — им стал российский дирижер, пианист, композитор, народный артист Республики Бурятия Владимир Рылов. А уже 13 октября представили нового директора — это Дмитрий Дылыков, который ранее занимал должность замминистра культуры Забайкальского края. Баир Жамбалов рассказал, что до появления нового руководства в театре были некие сложности.
«Так как я в театре более 20 лет, на моей памяти это уже четвертый директор. Хочу сказать, что директор — это тот человек, который должен содержать театр. Но у нас была большая проблема, когда не было художественного руководителя — думаю, это главный человек в театре, так как он должен содержать творческие цеха: балет, оркестр, оперу и хор. Почему у нас в театре бывали загвоздки? Когда не было худрука, мы все жили каждый своей жизнью. Владимира Рылова я запомнил, будучи студентом, еще с 2002 года, как человека-профи, который всего себя отдает служению искусству. Думаю, все должны к такому уровню стремиться. Владимир Рылов подтягивает работу оркестра, а оркестр — главное звено балета и оперы. У нас была проблема, когда не хватало инструментов даже. Сейчас чувствую, что уровень другой, звучание гораздо лучше, ведь дирижером тоже надо родиться. Он также взаимодействует и с оперой, и с балетом, конечно, стало лучше», — признается Баир Жамбалов.
Театр во время пандемии
Артист также рассказывает о том, что сейчас коллектив театра просто счастлив, что можно просто наконец-то выйти на работу. Во время пандемии всем пришлось нелегко, особенно это сказалось на артистах, потерявших своих зрителей.
«Пандемия сильно ударила по артистам балета. Ведь мы занимаемся 6 дней в неделю, а во время коронавируса мы почти полгода отдыхали, заниматься дома — совсем не то. И даже в мировом балете многие вышли из формы — кто-то переболел, кто-то поправился, а отсюда пошли травмы на сцене. Ведь балет — травмоопасный вид искусства, мы очень страдали, когда вышли из формы. Честно, я тоже немного вышел, — вспоминает артист. — И сейчас мы просто рады, что можно работать, танцевать и выступать на сцене, репетировать».
Источник: «Номер Один».
Фото: Егор Бельских.