Воспоминания к 70-летию со дня рождения Бориса Анатольевича Кима
Сегодня, 18 января 2022 года, Борису Анатольевичу Киму исполнилось бы 70 лет.
«Трудно, а может быть, даже и невозможно нам сейчас в полной мере оценить тот вклад, который внес в развитие бурятского музыкального искусства выдающийся музыкант, хормейстер, дирижер, пианист, исполнитель на гитаре Борис Анатольевич Ким, который работал на разных должностях в нашем театре, который работал и в Министерстве культуры (занимался проблемами музыкального искусства в масштабах всей Республики), который очень многое сделал для развития музыкального образования, воспитывал маленьких деток и приводил их на встречу с симфоническим оркестром, приводил в театр студентов музыкального училища и академии культуры и искусств, — рассказывает художественный руководитель театра Владимир Алексеевич Рылов.
— Столь обширная, столь разнообразная деятельность была под силу только такой широчайше эрудированной, музыкально одаренной личности, какой был незабвенный Борис Анатольевич. Мне легко говорить о нем, потому что мы — воспитанники одной школы, старейшего в России музыкального учебного заведения — Петербургской государственной академической капеллы, при которой и сейчас еще существует хоровое училище. Когда я, ученик 5-го или 6-го класса, заметил в числе вновь принятых первоклассников яркоглазого черноглазого мальчика с очень умным выражением лица, то стал следить за ним. Он попал к хорошему педагогу. Он очень активно работал на наших хоровых занятиях…
Наше общение с ним здесь меня питало невероятно. Более того, скажу, что одним из главных стимулов моего второго появления в Бурятии в начале 2000-х годов был звонок Бориса Анатольевича. В ту пору он как раз работал заместителем министра культуры Республики. Он сказал, почти дословно: “Владимир Алексеевич, либо Вы приедете, либо мы будем вешать замок на театр”. Я понимал, что зря таких слов он не скажет. Он был человек решительный. Мы встретились, и опять закипела активная деятельность, начались проекты интересных постановок, оживились какие-то старые спектакли.
Он пользовался огромным, непререкаемым авторитетом среди артистов хора. Да что там авторитетом! Всеобщей любовью. Несмотря на его сложный, решительный, категоричный характер, все знали, что в душе это человек удивительной доброты, необычайной душевной щедрости.
Это был Музыкант от Бога. От него впервые, между прочим, я услышал бурятские песни, песни бурятских композиторов. Уже в приватной обстановке он мог взять в руки гитару и начать петь “Тоонто нютаг” или что-то еще… Это было незабываемо, трогало до слез и вызывало такую любовь к этой земле, к этим людям, к этой музыке, к этим песням, к этим текстам, что хотелось работать и работать».
«Борис Анатольевич — не просто преподаватель. Это Учитель. И пение в хоре — далеко не самое главное, чему мы у него научились, — вспоминает солист оперы Эдуард Жагбаев. — Он учил нас жизни, что гораздо важнее. Поэтому мы помним его. Он научил нас дисциплине. Он говорил: “Можно иметь ВОООООТ ТАКОЙ талант и ВОООООТ ТАКУЮ лень — и закончить жизнь под забором, однако при скромном даровании и огромном трудолюбии можно добиться всего”. Это, наверное, главная установка, которую все мы от него получили.
«Он был нашим наставником, нашим проводником в прекрасный мир музыки. Мы не могли смотреть сериалы или гулять, как все сверстники: мы занимались. И главная привычка, которую передал нам Борис Анатольевич, — это привычка трудиться, — говорит о своем учителе Лидия Васюткина. — Спасибо ему за чудесные моменты нашего детства! За наши прекрасные гастроли в разные города и страны, за привитое чувство любви к искусству, за закаливание моего характера! Я счастлива, что в моей жизни был такой человек».
Нам повезло. В 1990-е годы, когда рушился мир вокруг, когда в стране царил хаос, а взрослые не знали, как нас воспитывать, когда мы уже не могли верить в то, что пишут в учебниках, а новых учебников еще не было, заботу о наших умах и сердцах взял на себя Борис Анатольевич Ким.
С самого раннего возраста мы учились у него самостоятельности, личной ответственности за все свои решения и поступки. Учились упорству в достижении целей. Учились сжать зубы и работать, несмотря ни на что, без оглядки на других. Он был строгим и требовательным, даже суровым. Но все мы знаем, что он любил нас и гордился нами. А мы продолжаем гордиться тем, что стали его учениками.
Выпускник Ленинградской государственной консерватории, главный хормейстер, художественный руководитель и директор нашего театра, педагог музыкальной школы, училища и института культуры, народный артист Бурятии, заслуженный деятель искусств России, первый заместитель министра культуры Республики… Для нас он в первую очередь был Учителем.
Светлая память.
Динара Трегубова, старший научный сотрудник ИНИОН РАН