Бурятский театр оперы и балета и Федерация шахмат Бурятии представляют совместный проект – «Турнир».
«ВСЕ МЫ НЕМНОГО ПРИМАДОННЫ. ШАХМАТЫ К ЭТОМУ РАСПОЛАГАЮТ»
Уолтер Тевис, «Ход королевы»
Импровизированный перформанс, состоящий из женского блиц-турнира по шахматам и концерта-интервенции, пройдет 18 мая (начало – в 15:00) в фойе второго этажа оперного театра.
В шахматном состязании встретятся сильнейшие шахматистки Бурятии: мастер ФИДЕ Сурэна Самданова, чемпионки СиДФО среди девушек Сойжина Комиссарова и Номина Дармаева, призеры первенств ДФО среди девушек Дарима Саргаева, Виктория Будаева, Мария Хамнуева и другие. Организатором турнира выступит единственный женский международный гроссмейстер по Восточной Сибири и Дальнему Востоку, президент Федерации шахмат Бурятии Инна Ивахинова.
В это же время на сцене концертмейстер Саян Манжигеев исполнит три ранних фортепианных сочинения легендарного музыканта-авангардиста Джона Кейджа: «Dream«, «Ophelia«, «In a Landscape«.
При этом на большом экране будет транслироваться шахматный турнир, а картинка происходящего на сцене будет выводиться на экран в фойе. Подобное событие впервые пройдет в Улан-Удэ и будет носить экспериментальный характер.
О концепции события рассказал руководитель проекта, режиссер Владимир Бочаров:
«Событие, происходящее в здании театра, уже становится спектаклем. Мы открываем двери между фойе и зрительным залом, создаем некую пористую, проницаемую границу между двумя пространствами. И на этой проницаемой границе будет находиться зритель, пришедший на мероприятие. У турнира есть своя структура, у концерта своя. У каждого действия своя программа и правила. А как эти два автономных мира будут влиять друг на друга мы пока не знаем. Может, музыка будет раздражать участников турнира, может, дополнять, оттенять, а может, они пройдут параллельно и не пересекутся?»
«ВСЕМ САМЫМ ВАЖНЫМ ВЕЩАМ В ЖИЗНИ ОНА НАУЧИЛАСЬ В ПОЛНОМ ОДИНОЧЕСТВЕ»
Уолтер Тевис, «Ход королевы»
ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕВОЧЕК
Владимир Бочаров: «Мы обращаемся к образу героини популярного сейчас сериала «Ход королевы». Шахматы в жизни Элизабет Хармон становятся спасительным средством, помогают осмыслить и структурировать реальность, понять себя. Она пытается осмыслить свою жизнь и одновременно мир вокруг, который пребывает в хаосе. Именно молодая, хрупкая девушка берет на себя ответственность попытаться восстановить логику, смыслы происходящего. И стоит обратить внимание на момент в начале ее пути, когда она в подвале приюта встречает подсобного рабочего, который ей говорит, что шахматы не для девочек. Ее не пускают в этот мужской мир. В итоге она не только становится частью этого мира, но и оказывает на него влияние. О чем свидетельствуют наши участницы турнира».
«МОЯ ИДЕЯ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЛОЖИТЬ МОЗГИ ТУДА, ГДЕ ВСЕГДА БЫЛИ ТОЛЬКО ГЛАЗА»
Марсель Дюшан
READY-MADE
Владимир Бочаров: «Нашим событием мы обращаемся к творчеству художника-дадаиста, основоположника направления реди-мейд в искусстве — Марселю Дюшану. Мы берем шахматный турнир как реди-мейд, самостоятельное событие и переносим его в пространство театра, тем самым превращаем его в перформанс. В новых рамках, при новой смысловой нагрузке турнир становится своеобразным спектаклем, произведением искусства».
«EVERYTHING WE DO IS MUSIC»
Джон Кейдж
4’33’
Марсель Дюшан был не только легендарной фигурой и авторитетом в искусстве, но и другом другой уникальной и значимой фигуры XX века – музыканта-авангардиста, философа Джона Кейджа.
Cамая известная и самая радикальная пьеса «4’33»», в которой музыкант на протяжении 4 минут и 33 секунд беззвучно и неподвижно сидит перед инструментом, не извлекая из него ни одного звука, тестирует принципы реди-мейда в музыке — схожим образом перенося фокус внимания с произведения на его контекст.
Подход Кейджа к этой пьесе — философский, он раздвигает пределы привычного понимания музыки, заставляет нас вслушиваться и слышать музыку там, где ее нет.
Кульминацией творческого союза двух легендарных фигур XX века стал перформанс, под названием Reunion («Воссоединение»), во время которого Дюшан и Кейдж играли в шахматы на доске, оборудованной шестьюдесятью четырьмя фоторезисторами. Когда при передвижении шахматных фигур фоторезисторы подавали сигнал, в громкоговорители, размещенные среди слушателей, шла электронная и электроакустическая музыка.
Владимир Бочаров: «Марсель Дюшан и Джон Кейдж — два великих человека, без них невозможно представить современную культуру. Они определили смысловую территорию, в которой мы существуем».