«Театр создает человека будущего».  Беседа о гастролях оперного театра Бурятии в Чите

Гастроли Бурятского государственного академического театра оперы и балета пройдут в Чите с 20 по 29 июня. Артисты уже бывали в Забайкалье, но впервые визит планируется таким масштабным. Приедет вся труппа — 225 человек: артисты оперы, балета, симфонический оркестр и хор. О предстоящих гастролях газете «МК в Чите» рассказал Давид Дондупов.

Программа тоже планируется мощная — восемь постановок, в том числе впервые за долгое время два оперных спектакля, оперетта и рок-мюзикл. Побеседовать о будущих гастролях с заместителем директора театра, музыковедом и членом Союза композиторов России Давидом Дондуповым нам удалось во время его визита в Читу в апреле.

— Давид Доржиевич, почему в 2023 году будут такие обширные гастроли? Ведь вся труппа приедет.

— Несколько звёзд совпало. Первое — это, конечно, 100-летие Республики Бурятия. Поэтому мы этой радостью делимся со своими соседями. И не только соседями, ведь Забайкальский край — родина наших выдающихся певцов, солистов оперы. Лхасаран Линховоин — уроженец Агинского округа Забайкальского края. А ещё Ким Базарсадаев, Болот Бороев, Абида Арсаланов, Дарима Линховоин. Это всё артисты, которые создавали славу нашего театра. И в наше время, на ведущих позициях в оперном театре работает значительное число выходцев из Забайкальского края.

Поскольку мы говорим о гастролях в контексте 100-летнего юбилея, то именно создание театра оперы и балета стало той самой высокой ценой, которую заплатили предшествующие поколения за создание профессионального искусства в республике, и самой статусной. Мы благодарны тем, кто ещё в 30-е годы создавал театр, и кто на первой декаде 1940 года в Москве уже показывал первую бурятскую оперу. С самых своих первых дней театр стал не только локомотивом культурного строительства, но и центром притяжения самых талантливых и амбициозных артистов из Забайкальского края (Читинской области), Иркутской области, Бурятии. И в эти дни мы хотим показать своим друзьям и соседям с каким культурным бэкграундом подошла республика к своей первой вековой отметке.

Старые-новые постановки и исторический рок-мюзикл на бурятском языке, который поймёт каждый зритель

Зрители могут сказать, что видели уже раньше эти спектакли. «Лебединое озеро» (6+) — да, его многие видели. Но, думаю, под оркестр его мало кто лицезрел и слышал. Музыка Чайковского вкупе с хореографией Мариуса Петипа — это совершенно другой «3D-эффект», чем под фонограмму.

Гастрольные спектакли во многом премьерные, хотя и находятся много лет в репертуаре театра. Та же «Красавица Ангара» (6+) — визитная карточка нашего театра — была поставлена в 1959 году ко второй Декаде бурятского искусства в Москве.

За эти годы балет выдержала четыре редакции, последнюю из которых ставил в 2016 году наш бывший художественный руководитель балета Морихиро Ивата (Япония). Обновили всё: декорации, костюмы, пластику. «Дон Кихот» (6+) тоже давно в репертуаре, но также «помолодевший».

Постановка «Тысяча и одна ночь» (12+) в версии от 2019 года. Это такая восточная сказка, поставленная на музыку азербайджанского композитора Фикрета Амирова. В 80-х годах, когда она увидела свет, это была сексуальная революция в советском балете.


В 90-х годах для Улан-Удэ это тоже было достаточно смело. И сейчас этот балет пленяет своей восточной чувственностью. Однако, несмотря на экзотичные образы Шехерезады, Али-Бабы и 40 разбойников, в центре постановки — любовь. А балет, как никакое другое искусство, умеет показывать образы любви, чувственности, эротизм.

Главным, конечно, акцентом гастролей станет приезд оперы. Мы давно мечтали её показать забайкальским зрителям, поскольку опера — это роскошь, дорогой жанр даже на стационаре, в самом театре. А если вывозить на гастроли то всё удесятеряется, становится в разы сложнее.

— А в чём сложность?

— Если в драматическом спектакле это порядка 10-15 актёров, которые вышли на сцену и сыграли. В оперном же спектакле занято сразу четыре цеха: оперные солисты (10-20 человек), массовый хор, который на втором плане поддерживает (40 человек); оркестр, который находится в оркестровой яме, его не видно, но мы его слышим (это 50 человек); в некоторых спектаклях занят и балет (40-50 человек).

В том-же рок-мюзикле «Бальжан Хатан» (6+) есть танцы, пение, музыка, уникальные яркие декорации и костюмы. Несмотря на то, что постановка идёт на бурятском языке, здесь главное — музыка. Она очень динамичная, написана современным московским композитором Сарантуей Жалцановой. Её техника основывается на современных стилях, и в мюзикле мелькают аллюзии легендарных рок-опер и рок-легенд 70–80-х годов. (тот же Led Zeppelin или «Иисус Христос-суперзвезда»).

Сам сюжет воссоздает историческую легенду о выдающейся личности Бальжан Хатан — бурятской княгини, сыгравшей большую роль в истории формирования бурятского этноса. Интересно, что события рок-мюзикла происходило на земле Забайкалья несколько столетий назад. Всё овеяно мистикой, этнороковым драйвом, обилием световых и звуковых эффектов. Настоящий современный рок-мюзикл, который будет интересен и молодёжи, и возрастной публике.

Открывать оперную часть будет спектакль «Царская невеста» (12+) Римского-Корсакова. Это шедевр музыкально-театральной классики, который входит в десятку самых популярных опер в мире. Что интересно, это опера более известна на западе, чем в России.

В этом повествовании времён Ивана Грозного историческая часть фоновая, главное здесь — любовный треугольник: бедная девушка, на которую пал царский выбор, влюбившийся в неё боярин,  и её молодой человек. Отравление, сцена сумасшествия, клевета, отверженная любовница — очень густой замес страстей на фоне исторических параллелей. Здесь не только времена Ивана Грозного, но и XX век. Идея частной любви в тоталитарных условиях, думаю, будет актуальна для России во все времена.

Формат постановки «семистейдж» — это концертный формат: без декораций, но есть видеопроекция, которая нам показывает сталинскую Москву 1930-х годов и каждый человек в меру своего культурно-исторического багажа увидит здесь свои параллели и смыслы.

Эту оперу представит сам постановщик, художественный руководитель театра Владимир Рылов. Личность, конечно, уникальная для нашего театра. Это уже третье его возвращение: он в 80-х годах работал, в 2000-х вернулся, и вот уже третий год как возглавил театр. Эта постановка выдаёт стилевой почерк нашего маэстро. Он блестяще ставит русские оперы и относится к Римскому-Корсакову как к большому и искусному изобретателю.

И на самом деле Николай Андреевич Римский-Корсаков был, наверное, лучшим в плане оркестровки. Он владел всеми тайнами оркестрового письма, знал слабые и сильные стороны каждого инструмента и тембра. И когда он это все смешивал в своей музыкальной «лаборатории», то получались изумительные по своей свежести оперы, например, знаменитая «Снегурочка».

«Мистер Икс» (12+) — это уже не опера, а оперетта, лёгкий жанр. Будет понятен для абсолютно любого зрителя, даже неподготовленного. Такая весёлая, классическая история из XIX века, классика оперетты. Она была поставлена в нашем театре в этом сезоне. Эту постановку нам подарил Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, благодаря тому что Владимир Рылов долгие годы работал в культурной столице страны и до сих пор является дирижёром Санкт-Петербургской комедии.

Постановка очень искрящаяся, комедийная. Всё время в бешеном темпе, много комических ситуаций. Это классика лёгкого жанра.

И завершает наши гастроли 29 июня опера «Тоска» (16+) — шедевр итальянской оперы. Одна из визитных карточек нашего театра, поскольку мы её показывали в 2016 году в Большом театре. Исполнителем главной партии станет Михаил Пирогов. Он был солистом нашего Бурятского театра, потом его забрали в Красноярск. Оттуда артиста переманили в Новосибирск. И после Новосибирска он с недавнего находится в Москве. Является солистом Большого театра, есть зарубежные контракты и на днях у него будет выступление в «Дойче опер», в Германии.

Он уже звезда, я бы сказал, континентального уровня и один из самых ярких теноров России. Но при этом он не забывает про свою малую родину, регулярно поет спектакли в нашем театре. И как «читинский зять» не забывает и про Забайкальский край.

— У него здесь живут тёща и тесть?

— Да, живут здесь. Он сюда тоже приезжает с концертами отдельно, многие меломаны в Чите его уже знают, ждут приезда. Михаил Пирогов клятвенно обещал, что приедет на закрытие гастролей, отдаст дань уважения землякам.

Такая вот обширная программа. Впервые приезжаем на десять дней, до этого у нас были трёх-четырёхдневные гастроли. Кроме этого, у нас будет один день в Агинском, где покажем «Бальжан Хатан» в спорткомплексе «Бургэд».

— Почему именно «Бальжан Хатан» выбрали для показа и в Чите, и в Агинском? Казалось бы, нужно выбрать что-то более классическое, почему именно рок-мюзикл?

Это тоже связано с юбилейным, и даже историческим, статусом гастролей. А вообще долгие годы в театре была проблема с национальным репертуаром и регулярно шла только «Красавица Ангара». Многие упрекали, что мы Бурятский театр оперы и балета, а показываем одну классику. Даже эксперты «Золотой маски» нам говорили, что должна быть своя уникальность, и чтобы тебя заметили среди 37 оперных театров страны, надо обладать собственным репертуарным лицом. Поэтому в последние три года мы активно занялись восполнением национального репертуара.

Но реформировать решили не с оперы, а с более модернового формата — мюзикла, так как нам нужна молодая поросль, новый зритель. И это не заигрывание с молодежью, а разговор о вечном на современном языке, зрелищно и динамично.

Творческий человек — человек будущего

— Можно сказать, что опера и балет — международные жанры? Даже если ты не знаешь языка, на котором постановка.

— Безусловно. Музыка вообще универсальный язык. В чём прелесть музыкального театра — он понятен для любого слушателя. Потому что это язык эмоций. В оперном театре главное — это эмоции. И когда человек приходит туда, он получает не только заряд духовного и душевного. А развитие эмоционального интеллекта, особенно это важно для молодого поколения. Во времена тотальной цифровизации и роботизации, востребованными становятся уникальные компетенции. Профессии юристов, бухгалтеров постепенно уходят, потому что их заменяют компьютерные программы. Будет востребован человек творческий. Не как профессия, а творческое отношение в любой, даже технической сфере. И эмоциональный интеллект даёт человеку живое отношение к своей профессии, к жизни. Как сейчас модно говорить — создание нейронных связей. Театр, музыка, они дают как раз развитие этих тонких уровней. Мир сейчас мгновенно меняется, и соответствовать ему можно только постигая его творчески. Если человек внутри закостенелый — быстро уйдёт на окраину жизни, потеряется.

Всё-таки я считаю, что искусство (особенно классическое искусство, а не эстрадный фастфуд) — и музыка, и театр — делают человека более гибким к жизненным условиям. Делают его способным меняться и воспринимать что-то новое. Поэтому мы делаем акцент на молодёжь, поэтому все мероприятия можно посетить и по «пушке».

— То есть все эти спектакли можно посетить по «Пушкинской карте»?

— Да-да, конечно.

— А например, человек ни разу не был ни на опере, ни на балете. И думает, надо сходить. Какой из ваших спектаклей нужно выбрать для человека начинающего? Чтобы он не убежал в ужасе, ничего не понял, а чтобы всё-таки что-то почувствовал.

— Если человек думает, что надо сходить, здесь определяющее слово «думает». Значит, он должен подготовиться. Потому что и опера, и балет — это как отдельный язык. Есть английский язык, немецкий, французский. Возьмём даже Шекспира в оригинале. Если мы не знаем язык, там какие бы глубины ни были, ну и что? Никак на нас не повлияет.

Оперу, конечно, не нужно изучать, как английский язык, со всей грамматикой. Но какие-то предварительные действия необходимо сделать, чтобы этот поход в театр стал для человека событием на всю жизнь. Потому что у театрального спектакля есть бесконечный ресурс. Кто-то пришел и ничего не взял из этого ресурса, ничего не понял, не услышал и не прочувствовал. А если человек заранее подготовится, прочитает сюжет, поймёт его. Второй уровень — если он прочтёт из каких элементов состоит опера: арии, дуэты, хоры, оркестровые эпизоды. Можно просто один вечер посвятить этому увлекательному изучению, немного погрузиться, понять в чём смысл оперного искусства. А смысл его — эмоция, которую лучше всего передаёт человеческий голос. Поэтому меломаны, которые приходят в оперный театр, уже не стараются вникнуть в суть происходящего — и так уже знают этот сюжет: кто убийца, а кто садовник. Главное — это музыкальные прозрения, которые выдержали века, и значит, в этом действительно что-то есть.

Каждое поколение композиторов и постановщиков создавали свой оперный мир, меняли его язык. Миллиарды людей прошли через восприятие этих оперных шедевров. И каждый в них находит что-то своё. Чем человек более подготовленный, тем у него больше шансов получить этот эмоциональный контакт. Спектакль существуют для того, чтобы человек зашёл в театр и вышел уже совсем другим. Если этого гипноза, магии не случилось — значит не пришло время, ты ещё не готов. Некоторые к восприятию этого жанра приходят интуитивно. Некоторые готовятся, подходят рационально, и у них случается этот контакт. Потом пройдёт 10-30-50 лет, и он будет своим детям и внукам говорить: «Всё-таки есть великое искусство, есть вообще что-то великое в нашей жизни».

Вот, например, обычно мы занимаемся  работой, семьёй, бытом, досугом. Все на поверхности. А есть какие-то глубокие вещи и их не должно быть много. Хорошо, если у человека было в жизни хотя бы одно мгновение, когда он почувствовал это погружение, Это может быть большая и единственная любовь, покорение Эвереста, полет в космос, или же знакомство с оперой. И уже жизнь становится не механической сменой календаря, а про-живается. Музыка даёт такой шанс подкрепить свой внутренний психологический мир какой-то настоящей вещью, глубокой.

Почему нельзя считать классическое искусство закостенелым

— Как вы думаете, что сейчас происходит в искусстве и как оно должно помогать патриотическому воспитанию? Как может поддержать нашу страну? Я слышала мнения, что классическое искусство сейчас несколько закостенело.

— Термин «классическое искусство» — это самый неуловимый и условный термин, поскольку для каждого периода он свой. Для конца XX века одно классическое искусство, для XIX века — совершенно другое. Даже каждые 30 лет понятие классического искусства меняется. Когда говорят, что оно окостенело, какое именно искусство имеют в виду? Классика постоянно меняется. То, что сейчас у нас считается модерном или китчем, оно, может быть, через поколение уже будет считаться «окостенелым».

Эффект классического искусства во временном континууме. Большое видится на расстоянии — мы сейчас не увидим, что будет считаться классикой. Мы это увидим, когда пройдёт какой-то фильтр времени. Есть понятие «классицизм» — это XVIII век, оно уже не меняется, как, например, архитектура классицизма. А классическое — это самое, наверное, гибкое понятие. Классика есть во всём, и она всё время разная: в одежде, например, классика моды. Это ведь тоже разные понятия. Так же классика в любом виде искусства.

Что касается патриотизма. Здесь искусство становится инструментом со своим внутренним ресурсом. Оно может работать на патриотизм, но говоря о своих внутренних ценностях: эстетике и красоте. Тот же спектакль «Бальжан Хатан» говорит про историю бурятских родов, историю той малой родины, на которой происходили эти события. И человек, который воспримет эту историю, уже будет по-другому относиться к своей земле. Встраивать себя в тот исторический континуум, начиная с легендарных времен.

Или «Царская невеста» — русская история. Здесь Иван Грозный, есть какие-то исторические, корневые вещи, о которых говорит музыкальный театр. Конечно, искусство может влиять на патриотику. Может быть инструментом патриотического воспитания. Но я считаю, что у искусства есть всё-таки своя собственная ценность. Кого-то оно заставит быть патриотичным. Но главное — чтобы человек стал гуманистичным. Чтобы он после похода в театр полюбил человечество в целом. Полюбил самого себя как живую личность. Полюбил душу, которую ему дал Бог — что она есть, чтобы человек её почувствовал. Для этого существует театр.

Возможно, классикой станут интернет и компьютерные игры

— А что, по вашему мнению, из современных событий через много лет станет тоже основой для оперы, балета?

— Мне кажется, компьютерные игры. Сейчас поколение детей — они все пронизаны компьютерными играми. Я понимаю, что это неизбежное зло. Мы все как родители с этим боремся. Но мир всё больше компьютеризируется. Будет какой-то синтез живого, акустического искусства и компьютерных технологий. Появятся новые сверхсистемы создания музыки.

Сейчас создают нейронные портреты, тексты. Но читая нейронный текст, ты понимаешь, что это просто сумма шаблонов. Нет там человека, а он нужен, чтобы создать что-то новое. Повторюсь, человек будущего — это «homo creativus», человек творческий . В любой профессии. Который даже из этих шаблонов может сделать что-то своё.

Мне кажется, на стыке компьютерных технологий и сценических искусств будет своя классика.

— А чем вы занимаетесь в Чите в преддверии гастролей?

— Я как продюсер и заместитель директора театра провожу промоушен, общаюсь с партнерами, СМИ и органами власти. У нас государственный театр и мы проводим государственную политику в сфере культуры. Скоро театру 85 лет, и все эти годы он  старался представить шедевры классического музыкального театра там, где его еще не было – от Иркутска до Владивостока.

Мы показываем оперный жанр в его живом виде. И многие юные зрители, которые побывали на музыкальных спектаклях нашего театра, потом приезжают в Бурятию или уезжают в другие города учиться хореографическому, музыкальному, даже художественному искусству.

Много выходцев из Забайкалья работают у нас сейчас и в опере, и в балете, и в хоре. У нас есть своя социальная миссия, связанная с академическим искусством. Сейчас очень трудно — теряем целое поколение детей, потому что их очень трудно оторвать от экранов комьютеров и гаджетов. Мы чувствуем, что балет идёт на ура, а опера: «Что это такое, нет, мы не знаем и не любим». А почему не любим? Потому что не приезжали, не привозили, не показывали вживую. Также как наш театр после шестилетней реконструкции (2006-2011) потерял целое поколение молодой публики, которое с трудом восстановил через многие годы. Понятно, что и на гастролях большинство придёт в первый раз и ничего не поймёт. Но даже если 1% что-то воспримет, уже это ценно. Мы по крупицам создаем публику на будущее.

«Человека столько готовили, а он, гад, не вернулся»

— Где вы берёте молодых исполнителей, каким образом пополняется труппа?

— Здесь мы тоже благодарим наших предшественников, которые создали в Бурятии хореографический колледж. Ребёнок с 10 лет туда приходит, в интернате живёт. Он полностью проходит весь цикл и приходит к нам в балет. Есть у нас Колледж искусств им. Чайковского, который готовит музыкантов, которые будут играть в оркестре, петь на сцене в хоре или как солисты. Наш колледж, где я кстати преподаю, активно работает с музыкальными вузами по всей России: с Гнесинкой в Москве, Московской, Санкт-Петербургской, Новосибирской консерваториями и другими. Возрождаем трёхэтапную систему, как в Советском союзе: школа-ссуз-вуз. Республиканские ДШИ, творческие колледжи, институт культуры ведут селекционную работу, создают нам хорошую кадровую базу. Потому что чужих-то не заманить. Только местные. Пусть на Западе учатся, хоть за границей, но потом будь любезен — вернись к себе на родину (я сам вернулся после 16 лет учебы и работы в Новосибирске). Хоть какой-то процент вернётся, уже этого достаточно, чтобы не прервалась связь поколений, для театра это важно.

— Нельзя сказать, что есть упадок?

— Есть и упадок. Иногда и уныние находит, когда видишь, что человека столько готовили, а он закончил, например, Московскую консерваторию и не вернулся. Приехали на гастроли во Владивосток, Москву, Санкт-Петербург и опять недосчитались. Потому что их кто-то переманил. Или несколько лет готовили к престижному конкурсу, стал лауреатом — всё, его заметили, забрали.

Но к этому нужно относиться по-философски. Каждый человек ищет, где лучше. Любой солист, если он востребованный — уедет всё равно. Если человека пригласили в «Метрополитен Опера», ты ему здесь хоть гектар дальневосточный предлагай – уедет.

Но есть, например, Миша Пирогов. Да, он уехал в Красноярск, Новосибирск, сейчас он в Москве и всё равно приезжает к нам. Я думаю, пусть он поёт в «Ла Скала», пусть в Германии, Америке, но приезжает к нам.

У нас есть солисты, которые сейчас работают в Мариинском театре. Ариунбаатар Ганбаатар — стал обладателм Гран-при конкурса Чайковского в 2015 году и его заметил Валерий Гергиев. Он поёт там и изредка приезжает в родной театр. Есть те, кто поют в Пермском, Красноярском, Владивостокском оперных театрах — они тоже иногда у нас поют.

В Казани есть великолепная певица Венера Протасова. Выпускница нашего музыкального училища, закончила Казанскую консерваторию, там осталась. Мы не причитаем, что она не вернулась. Она поёт в Японии, Европе, а недавно выступала у нас — радуемся, что землячка развивается и прославляет нашу республику.

Про конфликты и турбулентность

— Артисты — люди эмоциональные по долгу службы, так скажем, и в театре часто случаются конфликты

— Может это и крамольно прозвучит, но если такого в театре нет, то там всё плохо. Многие артисты считают (иногда справедливо), что их талант недооценивают – зрители, руководство, коллеги. И эта турбулентность, даже если её не видно, бурлит незаметно. И надо или потихоньку пар выпускать, или направлять в творчество, иначе рванёт рано или поздно. Это в любом театре есть. Какие-то скандалы-интриги-расследования. Мы самый крупный театр в республике, и находимся в гуще событий. И как над любым большим театром постоянно «кружатся вороны». Как говорится, чем ближе к святому месту, тем больше чертей.

Вообще, театр это зеркало. Увеличительное. И все истории и страсти, которые происходят на сцене (реже за сценой) – это все о нас. Просто в повседневной жизни принято об этом умалчивать, а в театре эти формулы любви и ненависти выводят каждый день. Приходите – увидите!

Автор: Варвара Лебедева

Источник: https://www.mkchita.ru/culture/2023/04/25/teatr-sozdaet-cheloveka-budushhego-o-gastrolyakh-opernogo-teatra-buryatii-v-chite.html

Обсуждение закрыто.