Татьяна Дудеева — волнующая, трепетная, трогательная

13 февраля 2023 года исполнилось бы 67 лет Татьяне Дудеевой – солистке балета, заслуженной артистке РСФСР.

Ко Дню Рождения балерины предлагаем прочитать статью заведующей музеем Бурятского театра оперы и балета Ольги Шаглановой.

Татьяна Дудеева — волнующая, трепетная, трогательная

Эту балерину все любили… И коллеги, и публика. Ведущая солистка, а затем художественный руководитель балетной труппы калмыцкого театра, хорошая хозяйка, общественный деятель. Очень многие вспоминают ее Жизель. Этот образ был создан во многом благодаря врождённым способностям: ее легкость, миниатюрность, музыкальность творили поэзию трепетной героини. Сцена сумасшествия заставляла многих плакать. Говорили, что именно ради каких моментов стоит приходить в театр…

Батор Надмитов, народный артист РБ, артист балета:

«Я пришел в театр после армии в 1990 году, тогда же и познакомились с Татьяной. Тогда она была, конечно, знаменитой солисткой балета…

Как муж и жена мы прожили 10 лет. Вместе станцевали ведущие партии во многих спектаклях. Наверное, все спектакли, которые тогда шли – все станцевали. То, что мы вместе и в жизни на сцене помогало. Как более опытная балерина она помогала мне в театре, советовала, помогала осваивать.

В Калмыкии в конце 90-х собирали балетную труппу Муниципального театра «Элиста» и нас пригласили, мы переводом уехали туда. (прим — жизнь Татьяны в Элисте трагически оборвалась в ноябре 2002 года, в квартире произошла утечка бытового газа)

Как в танцовщице в ней было все – она была очень техничной, с ней хорошо было в дуэте, легко танцевать, она была очень легкой, миниатюрной. Была очень эмоциональной, после спектакля долго отходила, так как вживалась в роль, переживала. Особенно сильно после роли Жизели.

В жизни Татьяна была очень доброй, справедливой, за всех переживала, заботилась о стареньких родителях, семье брата, о племянниках. Дома переоденется в домашнее, на всю семью готовит, семья была большая. В жизни с ней было очень легко, во всем помогала, была мне и другом и коллегой. Я благодарен ей за все это…»

Баярто Дамбаев, заслуженный артист РФ, лауреат Госпремии РБ, артист балета, главный балетмейстер Бурятского театра оперы и балета:

«Татьяну Дудееву я впервые увидел в детстве, когда ее обучался в хореографическом училище, это уже была прима-балерина. 1994 году пришел в театр, тогда было сложное время, Татьяна очень рада была нашему. Почти четыре года состав не обновлялся. Многие уезжали сразу после училища, артисты балета из театра. Я ее запомнил всегда молодой, аккуратной, что в жизни, что в танце, очень нежной, голос у нее был тоненький. При своем невысоком росте она была очень пропорционально сложена. Ножки удлиненные, тоненькие. Небурятская фигура (смеется). И она смотрелась на сцене очень хорошо, казалась высокой. Природа и бог ее одарили. В дуэте с ней было очень хорошо танцевать. Она из тех балерин, которые вводят молодых солистов ведущих в танец. Это очень важно, т.к. когда ты приходишь, опыта мало, двух начинающих выпускать рискованно. И Татьяна обучала, очень помогала. Она мне очень помогала, хотя я с ней не танцевал дуэтом, поддерживала, всегда точные замечания делала. Помню, как в гости ходили к ней. Помню дачу на левом берегу с балетным залом. Она жила своей работой, творчеством.

Обычно балерины с ее ростом танцуют только определенные партии, а она станцевала все основные партии в нашем театре. «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», очень много партий. Она была разноплановой балериной.

Красивая, обаятельная, обладала природными, балетными данными — легкий шаг, стопа с красивым подъемом, хорошие вращения, очень музыкальная, требовательная. У нее был колоссальный опыт – она танцевала еще со звездами советского бурятского балета и уже с молодыми ребятами, которые пришли много позже.

Из ее образов очень запомнилась Жизель, она в нее так вживалась. Ведь образ очень сложный.

В 90-ые годы было тяжело, пустые прилавки в магазинах, а у Татьяны всегда были конфетки, она угощала. Она нас салом подкармливала, мы молодые постоянно есть хотели (смеется). На праздники к ней ходили, могли в двенадцать часов ночи прийти толпой, а она всех нас посадит, стол накроет. Всегда была ухожена, ни разу не видел ее лохматой, заспанной. Курила, и даже делала это красиво. Но не любила, когда кто-то младше курил, журила за это.

Когда ее пригласили работать худруком балета «Элиста», который она создавал с нуля, она уехала с несколькими нашими артистами, ставили одноактные балеты. Правительство Калмыкии очень помогало деньгами труппе, им сделали профессиональный балетный пол. Там за концертный вечер она могла танцевать по четыре по пять па-де-де… Илюмжинов подарил Татьяне Иннокентьевне часы именные.

Мы были в шоке, когда неожиданно узнали о ее смерти.

Думаю, какой бы она могла быть сейчас, вряд ли бы она сильно изменилась. Да, если бы она была жива, так же бы нам помогала».

Репертуар Татьяны Дудеевой был огромен и многообразен, от преданной юной Джульетты, Одетты – Одиллии из «Лебединого озера» до пластических номеров молодых хореографов. Она не просто любила свою профессию, а была фанатом своего дела.

Татьяна Дудеева:

1966-1974 Бурятское хореографическое училище (педагог — Э.А. Кондратьева).

1974-1976 Стажировка в Ленинградском академическом хореографическом училище им. А.Я. Вагановой в классе балетмейстера Г. Морковиной.

1974-2000 Солистка балета в Бурятском театре оперы и балета.

2000-2002 Муниципальный театр классического балета «Элиста» (Калмыкия), художественный руководитель.

Автор: Ольга Шагланова, заведующая музеем БГАТОиБ

Обсуждение закрыто.