Почему оперу «Иоланта» называют одним из самых светлых  и жизнеутверждающих сочинений Петра Ильича Чайковского?

19 октября при поддержке министерства культуры Бурятии  на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета состоится второй премьерный показ оперы «Иоланта» в концертном исполнении (12+). «Отчего это, прежде не знала», «Кто может сравниться с Матильдой моей»,  «Гимн свету» – о чем эти знаменитые композиции,   как в музыке свет противопоставляется  тьме, предлагаем узнать из статьи, подготовленной артисткой оркестра БГАТОИБ из группы первых скрипок Анастасии Давиденко.

Последняя опера П. И. Чайковского «Иоланта» — одно из самых светлых и жизнеутверждающих его сочинений. Главная идея оперы — «Противопоставление мрака незнания свету познания» — опирается на философию Б. Спинозы, которую подробно изучал композитор.

Опера «Иоланта» значительно отличается от других произведений этого жанра: в ней нет активного конфликта и враждующих персонажей, драма заключена в слепоте Иоланты, в противопоставлении любви и тьмы, а также опера одноактна и камерна.

Что представляет особый интерес — это постоянное взаимопроникновение вокальной и оркестровой партий. Оркестр раскрывает образ героев и ведёт с ними диалог. Композитор в этом сочинении переосмыслил роль инструментального сопровождения, добавив символики в его использование. П. И. Чайковскому требуется не просто гармоничное звучание оркестра, а его соответствие главной идее оперы – противоборству света и тьмы.

В осуществлении этой идеи он прибегает к использованию духовых инструментов в интродукции оперы, дабы создать мрачный, холодный колорит, соответствующий неведению и мраку, в котором живёт юная Иоланта. Струнные инструменты в начале произведения лишь носят вспомогательную, аккомпанирующую функцию. По мере развития сюжета и трансформации героини роль струнных инструментов растёт, а в конце оперы П. И. Чайковский, чтобы создать сияющие ликование, подключает все «световые эффекты»: арфу, скрипки в высоком регистре и виртуозные пассажи.

Особенно интересны для начального знакомства с оперой три ярких характерных эпизода, первый из которых — знаменитое ариозо Иоланты «Отчего это, прежде не знала» в начале оперы. Своего рода экспозиция образа, этот вокальный номер необычаен по красоте мелодики, интимности интонаций и создаёт ощущение вечной ночи и безответной тоски, в которых живёт героиня. И если сначала фразы девушки кротки и сдержанны, то во второй части ариозо перед нами предстаёт эмоциональная Иоланта, жаждущая правды.

Второй яркий эпизод — ария Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей». Роберт — рыцарь, друг Водемона и жених Иоланты, в этом номере воспевает свою возлюбленную, графиню Лотарингскую. И здесь небольшое пояснение — рыцарь с детства обручен с Иолантой, но ни разу ее не видел и как раз приехал к королю Рене отменить помолвку. Ария раскрывает всю искренность и пылкость юноши, мужество и неподдельную влюблённость. Мелодия изобилует скачками и широкими ходами. Оркестр в данном случае виртуозен и изображает с помощью пассажей молодую и безудержную энергию.

Третий эпизод, который мы рассмотрим — это финал оперы, так называемый «Гимн свету». Плотное звучание оркестра, виртуозные пассажи скрипок и энергичный ритм создают ощущение радости и торжества любви. Волшебно, как бы олицетворяя собой свет, звучит здесь арфа. Финал начинается с момента исцеления Иоланты, вовлекая в действие всех героев оперы, которые восхваляют свет и творца.

Опера «Иоланта» прекрасна по своей мелодике, прозрачности звучания и подкупает искренностью героев. Не смотря на простоту сюжета, в ней заложен глубокий смысл, который побуждает зрителя посмотреть на мир другими, светлыми и любящими глазами.

Автор: Анастасия Давиденко, артист симфонического оркестра БГАТОиБ (скрипка)

Обсуждение закрыто.