меню

Лия
Валерьевна
Балданова

2018
Народная артистка Республики Бурятия (2018);
2012
Заслуженная артистка Республики Бурятия (2012);
2012
Лауреат республиканского конкурса «Лучшие люди Бурятии-2012»;
2010
Почётная грамота Республики Бурятия (2010);
2005
Победитель в номинации «За лучшую женскую роль в балете» (диплом Министерства культуры РБ, 2005);
2000
Победитель в номинации «Лучшая балетная пара» (диплом Министерства культуры РБ, 2000).

Родилась 5 марта в 1978 году, в городе Тында Амурской области.

В 1996 году окончила Улан-Удэнское хореографическое училище (класс преподавателя народной артистки СССР Л.П. Сахьяновой и народного артиста РСФСР П.Т. Абашеева). В 2000 году окончила Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств. В 2015 году окончила » Академию Русского балета им. А.Я. Вагановой» Санкт-Петербург, получив диплом магистра специальность Балетная педагогика.

С 1996 года работает в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета.

Статьи:

Благодаря упорству, трудолюбию, природной одарённости и высокой профессиональной подготовке, полученной в стенах училища, Лия Балданова смогла сразу занять положение одной из ведущих балерин в труппе театра. Какую бы партию она ни исполняла, вместе с глубоким проживанием балетного образа добивается выразительности линий в каждой позе и каждом движении. И потому её Одетта, нежная и трепетная девушка-лебедь, её любящая и страдающая Зарема, её порывистая и доверчивая Ангара находят отклик в сердцах зрителей, и они снова устремляются в театр на встречу с её героинями. А это сегодня дорогого стоит.

«Лебединое озеро» – самый сложный классический балет для исполнения среди главных женских партий. Нужно уметь показать перевоплощение добра в зло, а затем зла в добро, причем зло должно быть красивое, обольстительное, коварное, а добро – тонким, чувственным и ранимым. Партию Одетты (белого лебедя) я впервые исполнила, когда училась в хореографическом училище. Тогда я занималась с Ларисой Сахьяновой и Петром Абашеевым. Начав работать в театре, исполняла только партию Одиллии (черного лебедя). В силу молодости перевоплощение давалось сложно. Но теперь для меня интереснее исполнять именно Одиллию. И сегодня я исполняю обе роли. Это один из моих любимых балетов, самая красивая сказка о любви, о противостоянии добрых сил злым чарам» (Из интервью Лии Балдановой «Новой Бурятии»).

26 и 27 апреля 2012 года на сцене театра прошли бенефисы ведущей солистки Лии Балдановой с премьерным показом балетов «Болеро» (на музыку М. Равеля) и «Проделки Сатира» (музыка А.Танонова) лауреата Государственной премии России Георгия Ковтуна (г. Санкт-Петербург).

«Мне с Лией очень легко работать, она талантливая девушка, со своим характером, который ей, в общем-то, и помогает. Она всё время находится в поиске. У неё сильная энергетика человека, который хочет быть творцом своей жизни» (Георгий Ковтун, лауреат международных конкурсов, балетмейстер).

Фестивали/конкурсы:

В 2010 год – приезд президента Российской Федерации Д. Медведева. Большой концерт мастеров искусств. 

В 2011 – приезд премьер-министра правительства Российской Федерации В. Путина, генерального секретаря ЦК КП Кореи Ким Чен Ира, министра финансов Российской Федерации А. Кудрина.

В 2011- приезд   министра культуры Российской Федерации А. Авдеева. Концерт в честь открытия театра после реконструкции. 

В октябре в 2011 г. стала участницей Дней экономики и культуры Республики Бурятия в Москве.

В 2016 г.выступала на фестивале Алтаргана.

В 2017 г. на фестивале» Видеть Музыку»  в г.Москва исполнила партию Ангары в балете «Красавица Ангара » на сцене театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

В 2017 г. Принимала участие в фестивале балета в Италии г. Бари.

В 2018 г. Принимала участие в Российской неделе эногастрономического туризма в Японии г. Токио.

Получатель Государственной стипендии 2014 г. От Общероссийской общественной организации » Союз театральных деятелей Российской Федерации «Всероссийское театральное общество», для выдающихся деятелей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений.

Автор проекта  «Культурное наследие».  Автор  и режиссер документального фильма о первой профессиональной бурятской балерине Л.П.Сахьяновой » Дочь Байкала». Целью данного фильма явилось ознакомление широкой аудитории не только Республики Бурятия, но и России, и зарубежных стран, с творчеством бурятской балерины. Фильм транслировался на местном телевидении, также по материалам фильма «Дочь Байкала» был показан сюжет на федеральном телеканале Культура в передаче «Абсолютный слух». Данный проект способствует развитию современного поколения и ознакомлению  их с культурной сферой.

Получатель Государственной стипендии в 2016 от «Общероссийской общественной организации» Союз театральных деятелей Российской Федерации «Всероссийское театральное общество», для выдающихся деятелей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений.

Автор художественно- эстетического проекта: «Путешествие в мир балета». В первую очередь проект направлен на воспитание духовного, чувства прекрасного, любви к музыке, к балету, к искусству в целом. Целью данного проекта явилось приобщение детей различных возрастных и социальных групп к искусству – мировой классической культуре, к балету (знакомство с балетами); способствовать развитию понимания детьми художественной выразительности музыки, танца, особенностей ее языка..

Получатель Государственной стипендии Правительства республики Бурятии 2018 г.

Автор проекта  цикла передач » Культурное наследие Бурятии», которое транслировалось на телеканале БГТРК .

Репертуар:

Одетта-Одиллия, Большие лебеди, танец невест («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова);

Ангара («Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова, хореография М. Заславского).

Маша ( » Щелкунчик» П.Чайковский, хореография В. Вайнонена

Аврора па-де-де («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа), Фея Сирени.

Жизель, Мирта («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа);

Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева);

Фортуна («Кармина Бурана» К. Орфа, хореография Г. Ковтуна);

Весенняя Снежинка («Юки» А. Пярта, К. Манселла и др., хореография А. Кадрулёвой);

Наина («Руслан и Людмила» М. Глинки);

Фея («Арлекинада» Г. Доницетти, хореография Г. Ковтуна);

Шехерезада — («Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова);

Галатея- («Болеро» на музыку М. Равеля, хореография Г. Ковтуна);

Невеста- («Проделки сатира» на музыку А.Танонов.Хореография Г. Ковтуна

Жизель — «Жизель» ( А.Адан. Хореография Ж. Перро Ж. Коралли)

Никия- «Баядерка» ( Л. Минкус. Хореография М. Петипа )

Аврора- » Коппелия»( Л. Делиб. Хореография В. Бартес)

Гюльнара- » Корсар» ( А. Адан, Л. Делиб . Хореография М. Ивата)

Повелительница Дриад- «Дон-Кихот» (Л. Минкус. Хореография А. Горский)

Снималась в художественных фильмах:

«Улан- Удэнцы», 2012 г.

«Улан-Удэ , я люблю тебя» , 2018 г.