Памяти Бакалина Васильева: …Педагог первого звездного выпуска

Мы продолжаем серию публикаций о Бакалине Николаевиче Васильеве. На этот раз вашему вниманию предлагается статья Аралтай Каржаубаевой, посвященная педагогическому таланту прославленного артиста, которому в этом ноябре исполнилось бы 80 лет. 

БАКАЛИН ВАСИЛЬЕВ: ПЕДАГОГ ПЕРВОГО ЗВЕЗДНОГО ВЫПУСКА

 

В канун Международного дня танца мне бы хотелось рассказать о замечательном танцоре и педагоге — народном артисте Республики Бурятия Бакалине Николаевиче Васильеве, чье блестящее искусство неистового темперамента, экспрессии и огня ярко сверкало на сцене театра оперы и балета и многие годы радовало сердца зрителей. И если Б.Н. Васильев был известен широкому зрителю как прекрасный танцор, то, по всей вероятности, мало кто знает, что он как педагог является крупным специалистом в области классической хореографии,

Испанские миниатюры. Ампаро — Е. Самбуева, Федерико — Б. Васильев. 1977 г.

О том, что Б.Н. Васильев внес огромный вклад в бурятское профессиональное хореографическое искусство, говорят его выпускники, которые на протяжении многих лет были звездами бурятского балета. Это народные артисты Российской Федерации В.А. Ганженко, Ю.Ф. Муруев, Е.Б. Самбуева, заслуженный артист Российской Федерации А.Н. Павленко, народные артисты Республики Бурятия В.Г. Андреев, Г.А. Батурина, Т.М. Миханошина-Муруева, заслуженные артисты Республики Бурятия А.В. Петрова, Н. Абыкова, Л.И. Иданова, З.В. Хусаев, В.В. Кожевников, М.О. Хабитуев, Э.А. Чернова, ныне директор Института танца кандидат культурологии Д. В. Дугаржапов.

Помимо педагогической деятельности в хореографическом училище, Б.Н. Васильев с 1973-го по 1978 год преподавал во ВСГИКе, ныне ВСГАКИ. И его выпускниками являются заслуженный работник культуры Российской Федерации В.Ф. Мангутханова, заслуженный работник культуры Республики Бурятия Т.Б. Вампилова, Н.П. Дугаржабон.

Свои артистические и педагогические знания Б.Н. Васильев получил в стенах прославленного Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой, ныне Академии Русского танца. И все свои знания по методике и практике классического и народно-сценического танца он всецело передавал своим ученикам и студентам. И, как говорит Бакалин Николаевич, он преподавал по методике профессора А.Я. Вагановой «Основы классического танца». Методика преподавания А.Я. Вагановой была близка и понятна педагогу, так как он сам получил образование, изучая эту методику на практических занятиях в балетных залах академической школы танца. В книге с одноименным названием разработана и систематизирована вся программа прохождения учебного процесса в его последовательном прочтении, начиная изучение элементов движений с азов классического танца. А изучение азов классического танца начинается с экзерсиса — основы основ в освоении учениками сложной механики балетной хореографии. Надо сказать, что шестилетняя программа обучения, которая первоначально была в Бурятском хореографическом училище, требовала ускоренного прохождения той девятилетней программы обучения, которая существовала в Ленинградском хореографическом училище. Кстати, в ЛАХУ им. А.Я. Вагановой, кроме 9-летнего обучения, был и экспериментальный класс с 6-летним сроком обучения. И, в сущности, Бурятское хореографическое училище придерживалось ленинградской программы экспериментального класса. Здесь хочется сказать о том, что в дальнейшем в училище было введено 8-летнее обучение. И также первым педагогом в 8-летнем обучении был Б.Н. Васильев, взрастивший прекрасного классического танцора, народного артиста РБ В. Андреева и других. Исходя из 6-летнего срока обучения учащихся, программа прохождения специальных дисциплин была распределена на три этапа. Это первые два года обучения — младшие классы, третьи и четвертые — средние классы и пятый и шестой — старшие классы. Надо сказать, что программа обучения учащихся в младших классах — это тот фундамент, на котором строится академическое искусство балетного театра. Как будет обучен ученик в младших классах, зависит его дальнейшая успеваемость в освоении сложной техники классического танца. И в этом отношении на педагога ложится большая ответственность за формирование творческой личности высокопрофессионального специалиста в области исполнительского мастерства — артиста балета.

3-й слева Бакалин Васильев, 4-й Ешонов Александр, крайняя справа Екатерина Самбуева

Первая ступень в изучении азов классического танца и первоочередная задача педагога младших классов — правильная постановка корпуса, рук, ног, головы. И здесь нужно сказать, что последовательность движений в построении экзерсиса у станка в программе «классический танец» составлена А.Я. Вагановой очень грамотно и логично, начиная с простейших элементов с постепенным переходом ко все более сложным движениям. Каждый элемент экзерсиса у станка, исправляя некоторые природные недостатки ученика, приводит его физические возможности, при регулярном тренаже и работоспособности, к хорошим результатам в освоении классического танца.

Конечно, если у учащегося были идеальные природные данные, как пропорциональное сложение тела, выворотность и мягкость ног, приседание — plie, шаг, прыжок, гибкость, координация, музыкальность и танцевальность, то намного бы облегчилось прохождение программного учебного материала. Но среди многих учащихся лишь некоторые обладают отличными природными данными. В большинстве своем почти у каждого ученика в той или иной мере есть природные недостатки. Например, недостаточная выворотность ног или небольшой шаг. Все эти недостатки можно устранить во время учебного процесса. Есть очень много примеров, когда ученики, имеющие средние данные, занимаясь старательно и вдумчиво, с полным пониманием того, что требует от них педагог, достигали в своем творчестве высоких результатов. А трудности в усвоении классического танца заключаются в том, что классический танец в своей основе как бы является противоестественным природной анатомии человека. Допустим, нормальное положение ног нужно привести в выворотное положение, т.е. отвести носки обеих ног в стороны, и чтобы стопы ног находились на одной линии при соприкосновении пяток, иначе говоря, в первой позиции ног, при развернутом тазобедренном суставе. Надо сказать, что классический балет построен именно на положении выворотности ног, что отличает его от народно-характерного, историко-бытового и современных бальных и спортивных танцев. В настоящее время для разработки выворотности, шага или прыжка применяются, в некотором смысле, искусственные приемы, как, например, различные растяжки, шпагаты и т.д. По методике А.Я. Вагановой нужно разрабатывать выворотность, шаг, прыжок за счет ежедневных занятий, естественным путем вырабатывая силу мышц ног, а значит шаг, выворотность, прыжок. И, как вспоминает Б.Н. Васильев, на уроках по классическому танцу, когда он учился в Ленинграде, никогда не делали растяжек, считая это искусственным способом. А для развития вращательной техники, помимо занятий в классе, советовали самостоятельно работать для развития техники пируэта, т.е. по балетной лексике, «штырить» (многократно повторять). Как очевидно, сама система по методике преподавания классического танца выкристаллизовывалась на протяжении многих лет теоретиками и практиками балетной сцены. Один из них — выдающийся педагог, профессор А.Я. Ваганова. Книга «Основы классического танца» А.Я. Вагановой давно уже стала настольной книгой для всех педагогов хореографического искусства.

Именно первые выпускники училища и их педагоги предопределяли: быть в дальнейшем училищу или нет? Так как в случае неудачного выпуска училище могли расформировать. Председателем государственной комиссии была бывшая балерина и директор хореографического училища Большого театра Союза ССР, также известный балетный критик Э.В. Бочарникова. Государственные экзамены были выдержаны с честью. Э. В. Бочарникова дала высокую оценку преподавателям и выпускникам училища и пожелала Бурятскому хореографическому училищу дальнейших успехов в подготовке кадров молодых артистов балета. Директором первого выпуска был В.А. Лобанов, художественным руководителем Л.П. Сахьянова, народная артистка СССР. Педагоги 1-го выпуска: по классике у девочек — З.Н. Тыжеброва, по классике у мальчиков и народно-сценическому ганцу — Б.Н. Васильев, по дуэтному танцу — В.Д. Дамбиев. Первые выпускники: В. Ганженко, Ю. Муруев, Е. Самбуева, А. Павленко, Т. Миханошина, О. Болтоева, И. Дружинина, Д. Бадмацыренова, Н. Майорова, А. Ешонов, Б. Бадмажапов, Л. Первушина.

Особенно благодарен Б.Н. Васильев своему концертмейстеру Г.Р. Струлевичу. Выпускным спектаклем был балет П. Чайковского «Щелкунчик» в постановке К.А. Есауловой. Премьера балета «Щелкунчик» вылилась не только в праздник училища, но и всех горожан.

В основном педагоги хореографического училища имели за плечами учебу в Ленинградском хореографическом училище им. А.Я. Вагановой, и это отразилось на их методике преподавания основ классического танца. Большая лепта была внесена Б.Н. Васильевым в подготовку профессиональных молодых специалистов в области хореографического искусства. В дальнейшем ученики Бакалина Николаевича продолжили его педагогическую деятельность, будучи педагогами в различных учебных заведениях культуры и искусства — Бурятском хореографическом училище, училище культуры и искусств, ВСГАКИ, а также в других городах России и за рубежом. Также в Монгольской Народной Республике, где он одно время был педагогом в музыкально-хореографическом училище г. Улан- Батора.

Кстати, сын Бакалина Николаевича, Вячеслав Васильев, так же окончив Ленинградское училище им. А.Я, Вагановой, продолжил династию семьи Васильевых, будучи ведущим классическим танцовщиком, создавшим много ярких образов в балетных спектаклях.

Б.Н. Васильев — настоящий носитель методики преподавания Русской академии танца им. А.Я. Вагановой, он продолжает традиции академической школы танца А.Я. Вагановой, работая педагогом-репетитором в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета.

Аралтай Каржаубаева,

доцент кафедры хореографии

Института танца ВСГАКИ

 

(Бурятия, 29 апреля 2005 г.)

Добавить комментарий