Памяти Бакалина Васильева: «К 70-летию со дня рождения и к 50-летию творческой деятельности»

Мы продолжаем серию публикаций о Бакалине Николаевиче Васильеве статьей Эржены Гомбоевой, написанной к 70-летию артиста

…Раздаются первые такты искрометной и темпераментной мелодии тореадоров из блистательного спектакля «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина. Этот спектакль с огромным успехом шел на бурятской сцене в 70-е годы прошлого века. В нем была как всегда блистательная и недостигаемая Лариса Сахьянова, очаровательная в неудержимом порыве Ольга Короткова… И обязательно в памяти возникает образ стройного, мужественного и красивого испанца — тореро, который чеканным шагом, сдерживая свой порыв, идет навстречу опасности, навстречу своей судьбе… Уверена, любители балета старшего поколения хорошо помнят и образ другого испанца — горячего Эспаду из балета Минкуса «Дон Кихот». Эти и еще многие другие замечательные образы создал на сцене Бурятского театра оперы и балета прекрасный танцовщик, народный артист РБ Бакалин Васильев.

Его творчество, начиная с середины 50-х годов прошлого столетия и на протяжении более 20 лет, привлекало к себе внимание зрительской аудитории: поклонников и любителей танцевального искусства, хореографов, известных балетмейстеров и простого зрителя, который, возможно, пришел на балет в первый раз. Такая была сила эмоционального воздействия танца Васильева.

Балет «Жизель». 1978 г. Жизель — Л. Сахьянова, Ганс — Б. Васильев

Соратник, друг, одноклассник, партнер звезд национального искусства – народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой, народного артиста РФ Петра Абашеева, народной артистки РФ Ольги Коротковой и других замечательных танцовщиков и балерин той поры небывалого расцвета и подъема бурятского балета. Вместе они творили долгие годы на родной сцене, удивляли своим искусством зрителей многих городов Дальнего Востока, Сибири, Урала, Украины, Кавказа, Средней Азии, Москвы и Ленинграда, Монголии.

С творческой биографией Бакалина Николаевича Васильева успешно сочеталась преподавательская деятельность. Со дня открытия хореографического училища в 1961 г. он — преподаватель двух основных дисциплин: классического танца и народно-сценического.

В Театре оперы и балета Васильев на протяжении многих лет был директором балетной труппы и вел ежедневный урок-тренаж у артистов балета. В пору активной сценической деятельности ведущим танцовщиком созданы десятки великолепных образов в спектаклях мирового классического наследия: «Лебединое озеро» Чайковского, «Жизель» Адана, «Дон Кихот» и «Баядерка» Минкуса, русской и советской классики: «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Легенда о любви» Меликова, «Барышня и хулиган» Шостаковича, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, в национальном балете «Красавица Ангара» и еще во многих замечательных спектаклях в репертуаре театра.

Вспомним 1948 год… Провинциальный Улан-Удэ… Страна только-только стала отходить от войны, но правительство республики побеспокоилось о будущем пополнении нашего оперного театра — нашли и средства, и возможность отправить группу детей на обучение в самое известное, с мировым именем Ленинградское хореографическое училище. Как в эту группу попали вы?

— Моя старшая сестра Галина Васильева была в первом наборе в ЛГХУ в 1940 году. С началом войны у них учеба там прекратилась, и в дальнейшем они учились здесь, в музыкально-театральном техникуме — на отделении хореографии. И когда из Ленинграда приехал педагог для набора, моя сестра привела меня на просмотр. Я в то время учился в школе №1 в Улан-Удэ и, как все мальчишки, играл в футбол и не помышлял о танцах. Но, к моему удивлению, я попал в число 16 счастливчиков, которые были отобраны. Поехали в январе 1948 года. Закончили в 1956 году и были приняты в труппу Бурятского театра оперы и балета.

— Ваш курс вложил в развитие бурятского балета очень много. Ведь вы учились с Петром Абашеевым, Галданом Ивановым, Виктором Дамбуевым, Дамбиевым Виктором, Анатолием Мягковым… Легендарные просто имена. А какая ваша первая роль была в театре?

— Моя первая большая роль — это Черный Вихрь в балете «Красавица Ангара». Далее Ротбарт в «Лебедином», лесничий Ганс в «Жизели», Магедавей в «Баядерке», Герт и Мако в «Тропою грома», Визирь в «Легенде о любви», Вожак и Хулиган в «Барышне и Хулигане», Эспадо в «Дон Кихоте», Тореро в «Кармен-сюите», Нурали и Гирей в «Бахчисарайском фонтане». Одной из моих любимых партий была партия Нурали…

… В 1967 году молодая выпускница ГИТИСА Алла Батубаева, кстати одноклассница Васильева по ЛХУ, поставила балет Меликова «Легенда о любви» на сцене оперного, это был ее дипломный спектакль. Он имел ошеломляющий успех. Совсем недавно состоялась премьера этого балета в Большом театре в постановке знаменитого Григоровича. Все балетоманы говорили только об этом спектакле — и вот постановка на сцене Бурятского театра. Новое пластическое решение в танцах, новаторская сценография без помпезных и пышных декораций, необычные, тонкие, облегающие тело трико с небольшим налетом восточной экзотики… И удивительные образы гордой царицы Мехменэ-Бану, ее нежной сестры Ширин, мужественного каменотеса Фархада и коварного Визиря. Эти образы были мастерски воплощены корифеями бурятского балета Ларисой Сахьяновой, Элеонорой Кондратьевой, Петром Абашеевым и Бакалином Васильевым.

ЛГХУ вместе с Васильевым, по классу девочек, закончили замечательные танцовщицы Элеонора Кондратьева, Алла Батубаева, Анна Балдунникова-Кузнецова и другие.

— 60-е годы были насыщены огромной творческой работой. Было очень много интересных спектаклей новой волны: «Спартак», «Тропою грома», «Легенда о любви»… И всегда в главных партиях были: Петр Абашеев, Лариса Сахъянова и Бакалин Васильев.

— Да, мне посчастливилось работать с такими выдающимися деятелями бурятской хореографии. На премьерных спектаклях я танцевал всегда с ними. Они танцевали ведущие положительные партии…

— А вы?

-Я — антипод. Треугольник такой был. Если Пётр танцует принца, Лариса — Одетту, то я Ротбарта, или она — Жизель, он — Альберт, а я — Ганс. Я протанцевал с ними очень много партий и долго. Танцевал и с другими очень хорошими балеринами, нашими известными солистками Элей Кондратьевой, Олей Коротковой, Екатериной Самбуевой, Ларисой Протасовой, Татьяной Миханошиной-Муруевой, Ирой Дружининой.

Балет «Красавица Ангара». Ангара — Э. Кондратьева, Черный Вихрь — Б. Васильев

— Это уже ваши ученики?

— Да, с моими учениками и ученицами Зинаиды Николаевны Тыжебровой мне пришлось тоже танцевать, потому что они вышли все на ведущее положение, стали знаменитыми артистами. Памятный первый звездный выпуск БГХУ. 1967 г. на сцене театра выпускной спектакль училища: неувядающий, сказочный «Щелкунчик». Танцуют юные Катя Самбуева, Таня Миханошина, Юра Муруев, Витя Ганженко, Алеша Павленко. Так рождались звезды бурятского балета…

— Как вы считаете, на каком уровне на сегодняшний день наша балетная труппа? Был момент огромного взлета, потом был спад: перестройка, постперестроечное очень тяжелое время, ставилось мало спектаклей, многие наши талантливые выпускники уезжали в другие театры.

-60-е,70-е, где-то даже 80-е годы — это был взлет нашего искусства. Это как Ренессанс. В это время наш театр гремел на весь Советский Союз. Московские критики наш театр ставили в пример всем другим театрам, даже европейской части. Дальше пошел упадок. И если наш балет насчитывал в 60 — 80-х годах 80 человек, то он наполовину уменьшился. В настоящее время начинается подъем балета. Это показывают наши гастроли, которые прошли в прошлом году в Хабаровске, нынче — в Монголии и на Украине. Какие были отзывы о нашем театре, о нашем балете! Это все в такой превосходной форме! Отзывы зрителей, прессы были просто замечательные. Наш балет покорил сердца монгольского зрителя и украинского. Идет подъем. Наша труппа сейчас вся состоит из молодежи, выпускники нашего училища, хорошо выученные, хотят танцевать. Это главное.

Рассказывает художественный руководитель балета Бурятского оперного театра, народная артистка России, лауреат Государственной премии РБ, в недалеком прошлом ведущая солистка балета Екатерина Самбуева:

— Всю мою балетную жизнь я была рядом с Бакалином Николаевичем, с детства. Он отличался дотошностью в работе, в достижении результата. Я помню, как наши мальчики могли лениться, спать, и он сам приходил специально рано в интернат. И будил их, буквально за руку водил на уроки. Всегда делал это с отцовской любовью, переживая за них. Сейчас, несмотря на свои годы, он в строю, причем очень активен. Он очень уважаемый человек, артист с большой буквы, достоин высоких наград и званий, даже сегодня он не просто является помощником режиссера, он — репетитор-педагог в балете, его опыт бесценен. И еще, Бакалин Васильев — неугомонный человек. Вся наша республика знает, каким пропагандистом театрального искусства является Васильев. Он выступает и как историк. Для нас он все больше открывается. Столько граней, столько дарований!

Мне повезло не просто знать со стороны, не просто его видеть, а, слава богу, мне довелось с ним танцевать, быть его партнершей во многих спектаклях. «Красавица Ангара», где я была Ангарой, а он Черный Вихрь. «Испанские миниатюры», он — Фредерикс, а я — Ампара, мы были жених и невеста. С ним всегда было легко танцевать, он обладал неуемной энергией, такой темперамент! Он заводил всех! Взгляд, и ты уже забываешь обо всем, где ты находишься! Замечательный Ротбард — это был действительно Злой гений Ротбарт. Он танцевал и играл всегда по-настоящему. Проживал на сцене настоящую жизнь персонажа. Он им жил. А какой это был испанец! И всегда за ним было интересно наблюдать. Даже просто на уроке, на тренаже. Он никогда просто не приходил, с ленцой, болтаясь, — ничего подобного! Все до последнего. Я счастлива, что я с тем поколением работала, танцевала, была рядом и у меня был театр. Это такое счастье!»

Вспоминает заслуженный артист России, директор труппы балета оперного театра Владимир Кожевников, выпускник класса Васильева 1983 г.

— О Бакалине Николаевиче я много могу сказать теплых слов. Он выпустил меня в училище, много со мной работал. Столько лет он все время следит за моей судьбой, курирует. Он меня как ученика по жизни вел всегда, помогал во многих вещах. Бакалин Николаевич огромную роль сыграл в моей судьбе, и слава богу, что у меня в жизни был такой человек, педагог с большой буквы. Я многим обязан ему.

В работе над партией Ротбарта в «Лебедином озере» Бакалин Николаевич очень много мне подсказал в плане раскрытия характера, образа. Технически я как бы делал, физически мне как бы хватало сил, а вот образ чтобы донести, показать характер этого Злого гения — здесь надо было много работать. У Ротбарта важен каждый жест, даже взгляд. До этого я всегда играл партии более благородные, а тут характерная роль! Очень много он мне подсказывал и помогал делать.

Он из когорты тех артистов, которые до глубины души преданы своему делу, своему театру, и делает все возможное для того, чтобы бурятское балетное искусство взяло новые высоты, чтобы выросли у нас в труппе новые яркие личности, как в те легендарные годы.

Семья Б.Н. Васильева — театральная. Супруга Маргарита Николаевна Васильева, заслуженный работник культуры РБ, долгие годы возглавляла гримерный цех оперного театра, мастер своего дела, художник с большим вкусом, стажировалась в Большом театре в Москве. Ее тонкому чутью и умению создать визуальный образ героя спектакля восхищались и зрители, и сами актеры. Сын, Вячеслав Васильев, как и его отец, посвятил свою жизнь танцу.

Вячеслав Васильев, народный артист РБ, солист балета:

— Один замечательный поэт сказал: «Все мы родом из детства». Он абсолютно прав: в детстве закладываются те предпосылки, которые реализуются во взрослом возрасте. Я часто был на спектаклях, постановках. Мне очень нравился красочный мир, атмосфера, красочные декорации, костюмы. Блестящая игра актеров. Отец был блестящим характерным танцовщиком. Создавал яркие, искрометные образы, которые захватывали зал не только у нас в республике, но и далеко за ее пределами. Его образы зрители воспринимали бурными аплодисментами. С детства я видел, как он творчески работает со своими учениками над каждой позицией, движением, жестом — старается раскрыть индивидуальность каждого ученика. И поэтому у него такие замечательные ученики. Творческая атмосфера предопределила мое поступление в ЛХУ. Я ему очень благодарен.

Судьба артиста, танцовщика… Как жаль, что время не может сохранить для нас удивительные мгновения танца, живой всплеск эмоции и темперамента, мастерства и душевного накала… Ведь каждый выход на сцену — разный, каждый танец, пусть он исполняется в сотый раз, — другой, он не похож на предыдущий. Это такая субстанция, которая живет, меняется, дышит, по-разному отвечает на порыв души и по-разному откликается на все происходящее. Время безжалостно. Но остались чуть пожелтевшие программки спектаклей, афиши. И бесценные фотографии с бесценными образами, с любимыми ролями, с дорогими сердцу друзьями, коллегами, с которыми творил высокую историю бурятского искусства. Остались в памяти звуки музыки, и опять встает перед глазами мужественный и вдохновенный тореро, который идет смело навстречу своей судьбе…

Эржена Гомбоева

(ТВ-прайм, 6 февраля 2008 г.)

 

 

Добавить комментарий