Памяти Бакалина Николаевича Васильева: «Танцует Бакалин Васильев»

О творчестве Бакалина Николаевича Васильева – народного артиста Бурятской АССР, Кавалера Медали Агвана Доржиева, Почетного профессора ВСГАКИ, создавшего немало ярких и запоминающихся образов в балетных спектаклях нашего театра – писали балетоведы, театроведы, журналисты, ценители и поклонники балетного искусства.

Серию публикаций о Бакалине Васильеве, начинаем со статьи заслуженного деятеля искусств Республики Бурятия, театроведа Анатолия Андреевича Политова (1941-2003), оставившего заметный вклад в театральном искусстве Бурятии. Им написаны статьи о творчестве артистов Театра оперы и балета и Бурятского театра драмы, о премьерных спектаклях нашего города. Его блестящие статьи помогали раскрытию актеров, давали возможность ориентироваться в пространстве театра зрителю.


Танцует Бакалин Васильев


Бакалин Васильев – не только солист балета. Он и педагог. В хореографическом училище воспитал немало танцовщиков, которые пополнили балетную труппу ордена Ленина театра оперы и балета. В. Ганженко и Ю. Муруев. А. Павленко и А. Ешонов благодаря усилиям В. Васильева получили известность и теперь танцуют ведущие партии. По классу народно-сценического танца у Васильева учились Е. Самбуева, И. Дружинина, Т. Миханошина и другие. Этот список – красноречивое доказательство неутомимого трудолюбия Васильева на поприще воспитателя.

Таким образом, если бы даже и не состоялся Васильев-танцовщик, мы все равно бы были благодарны Васильеву-педагогу. Но дело в том, что Бакалин незауряден и как солист балета. Десятки ярких, полных экспрессии и темперамента партий, оставивших след в памяти зрителей – свидетельство тому.

Для актера не безразлично, где и у кого он учился. Бакалин Васильев до сих пор вспоминает с благодарностью педагогов Ленинградского училища им. Вагановой – директора училища В. Шелкова, преподавателей М. Страхову, В. Беликова. Б. Соловьёва, В. Костровицкую, И. Каплан, А. Кумысникова. Ленинград, кстати, для многих деятелей бурятской культуры явился своего рода духовной родиной. Город на Неве подготовил наших исполнителей в лучших традициях русской хореографической школы. П. Абашеев, Э. Кондратьева, В. Дамбиев, А. Мягков. А. Батубаева, Г. Иванов – талант этих мастеров балета возрос именно на благодатной ленинградской почве.

Все качества, приобретённые в Ленинграде, он бережно передает своим ученикам. Дипломной работой Васильева была роль шамана из балета «Тигрена и Айе» по мотивам романа Т. Семушкина «Алитет уходит в горы». Успехи, как отмечалось в характеристике выпускника, были достигнуты благодаря исключительному старанию и трудолюбию. Он показал себя грамотным исполнителем, был сценичен и музыкален, проявил темперамент и драматическую выразительность. Вернувшись в Бурятию, Васильев был принят в театр и с той поры станцевал множество партий гротескового и характерного планов. Черный Вихрь в «Красавице Ангаре», Эспада в «Дон Кихоте», Ганс в «Жизели», Злой гений-волшебник Ротбарт в «Лебедином озере», Гор-Ишхан в «Вечном идоле», Квазимодо в «Эсмеральде», Хара-Зутан в «Сыне земли», Тореро в «Кармен-сюите» и т.д. Во многих спектаклях Васильев исполнял по две роли: Нурали и Гирея в «Бахчисарайском фонтане», Мако и Герта в «Тропою грома», Хулигана и Вожака в «Барышне и Хулигане». Неизменными аплодисментами встречают зрители танцы с его участием в операх «Князь Игорь» («Половецкие пляски») и «Фауст» («Вальпургиева ночь»).

Б. Васильев, Э. Кондратьева. Балет «Барышня и хулиган» 1964 г. 

Любопытной представляется одна существенная особенность, свойственная дарованию артиста. Во многих спектаклях он «предводительствует» в массе кордебалета. Иной раз эти роли прямо так и называются: Предводитель Черных Масок в «Патетической балладе» Б. Ямпилова, Предводитель Кривых Сабель – в «Гаянэ» А. Хачатуряна. Мы становимся свидетелями того, как жест, мимика и движения актера переплавляются в пластический страстный зов, призыв к действию – к танцу. Как это важно и ценно там, где необходимо выявить символическое значение и смысл эпизода картины, а то и целого акта в спектакле! В свое время именно это, качество помогло танцовщику вместе с балериной Ю. Семёновой превосходно солировать в «Половецких плясках» и в значительной мере обеспечить успех опере «Князь Игорь» на второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве. В дуэте Васильева и Семёновой как бы персонифицировался дух дикой степной вольницы, выраженный в хореографии знаменитых балетмейстеров прошлого – Л. Иванова и М. Фокина.

Функционально близкие задачи артист решал в ролях Нурали из «Бахчисарайского» (в предыдущей постановке и нынешней) и Визиря из «Легенды о любви». Военачальник крымского хана Нурали у Васильева тоже дикая, необузданная натура. Порой создаётся впечатление, что он находится на пределе своих эмоциональных и физических возможностей — так он неистов и порывист. Страстность присуща и характеру Визиря, но выявляет себя она совершенно иначе. Лишь внешне спокоен Визирь. На самом деле — это клубок нервов, сплошь напряжение и воля. Затаённая любовь к царице Мехменэ Бану готова прорваться, но укрощается – обстоятельства требуют демонстративного послушания, и вот Визирь всю скрытую силу своего самозабвенного обожания и темперамента обнаруживает в лихорадочной погоне за Ширин и Фархадом.

«Легенда о любви»: Мехменэ Бану — Л. Сахьянова, Визирь — Б. Васильев

Экспрессивен танец приказчика Северьяна из балета «Каменный цветок». В пьяном судорожном плясе раскрывается душа Северьяна, её трагедия. Васильев, кажется, использует все сатирические возможности танцевального гротеска, достигая большой степени обобщения темных и низких начал в душе человека…

Говорят: всякий танец патетичен, тем более в балете, который подчиняется законам поэтического творчества. Утверждение это тогда истинно, когда танец осмысляется в целях раскрытия образа, решения художественной задачи. У Васильева в подобном плане не было поражений. Каждый образ, им созданный, был выразителен, впечатляющ.

Когда-то в старину гротесковый танец, назывался «танцем в характере». Такое определение справедливо и сейчас. Но бывает недостаточно пародийно преломить движения классического танца или народного, характерные жесты и походку людей. Необходимо сообщить этим формам танцевально-психологическую выразительность, определенную динамику и тем самым включить в действие спектакля. Это всегда получается у Васильева, этим мастерством творческой интерпретации он владеет достаточно.

Разумеется, не сразу танцовщик достиг уровня зрелого мастерства в своей работе. Для этого потребовались годы. Профессия артиста балета – суровая профессия. Недаром танцоров, сравнивают со спортсменами. Необходимо быть в форме, что подразумевает ежедневный тренаж, режим и никаких перерывов в работе, преданность сцене, чуткость к современности. И все это – действительно составляет жизнь Б. Васильева, его повседневность. Очевидно, поэтому и оправдывает он надежды балетмейстеров и зрителей, а критика зачисляет его роли в разряд талантливо исполненных. Томская газета «Красное знамя», например, писала: «Один из самых запоминающихся образов балета – Черный Вихрь в талантливом исполнении засл. артиста БурАССР В. Васильева. Он словно сошел со страниц старинных книг, украшенных миниатюрами…» Такое впечатление производит красочный образ жестокой, враждебной любви и свободе силы, созданный актером в «Красавице Ангаре». И так бывает всюду, где выступает наш театр, – в Томске и Кемерово, Иркутске и Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске.

В творчестве Васильева отразилось многое. Судьбы выпускников прославленного училища и молодого балетного театра Бурятии. Вереница образов, им созданных, по-разному способствовала утверждению в спектаклях театра пафоса подвига, личности героя и духа борьбы. Сегодня он достиг той поры зрелости, когда мы вправе ждать более совершенных работ, прежней творческой неуспокоенности и новых бесспорных достижений.

Правда Бурятии. – 1974. – 21 марта. — № 67 (14340). – С. 4.

Добавить комментарий