14 декабря состоится вечер памяти «Легенда бурятского балета — Ольга Короткова». В честь 80-летнего юбилея со дня рождения солистки Бурятского театра оперы и балета родные, друзья и коллеги поделились своими воспоминаниями.
Легенда бурятского балета Ольга Короткова — народная артистка РСФСР (1979), лауреат Государственной премии Бурятской АССР. Родилась 13 декабря 1941 года в Улан-Удэ в театральной семье. Отец Шарип Васильевич Коротков был солистом оперы, мать Елизавета Михайловна Алексеева — артисткой хора.
В 1961 году Оля окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой. В 1959 году, во время учебы в училище, участвовала во II Декаде бурятского искусства в Москве. В 1962 году сразу стала солисткой Бурятского театра оперы и балета, в котором проработала около 30-ти лет, в течение которых успешно гастролировала по городам СССР, Венгрии, Чехословакии, Монголии, Франции, Китая, Германии. В 1985 году ушла из театра из-за тяжелой болезни.
Была педагогом и художественным руководителем Бурятского государственного хореографического училища. Избиралась депутатом районного и городского совета Улан-Удэ, являлась членом Пленума Бурятского обкома ВЛКСМ, членом правления Советского комитета солидарности стран Азии и Африки. Умерла 25 декабря 2004 года.
Какой она была? Об этом лучше всего расскажут те, кто хорошо знал Ольгу Шариповну.
«Мы поступили в училище в 1961 году, в год приезда Оли в Улан-Удэ. Оля очень выделялась в труппе. Своей осанкой, прекрасной школой, которую было видно сразу; своей академичностью, своей страстной манерой исполнения. И, конечно, нам, девочкам, хотелось ей подражать», — вспоминает балетмейстер Татьяна Михайловна Муруева.
«Я очень хорошо помню, как Ольга Короткова приехала в Улан-Удэ после выпуска из Вагановского ленинградского хореографического училища, как она появилась в театре, — рассказывает заслуженный работник культуры Бурятии и России Эржена Цыреновна Гомбоева. — Такая красивая, изящная, элегантная. Со стрижкой, волосы по плечи, небольшая челка, светленькая, беленькая на лицо, такая хорошенькая. От нее веяло юностью. И мы все бегали посмотреть на Ольгу. Конечно, выпускница Вагановского училища, стройная, длинноногая, огромный шаг, красивые, отточенные позы… Ещё в 1959 году она участвовала во II-й декаде бурятского искусства в Москве, где их с партнером приняли очень хорошо. С ней были связаны надежды на смену поколений, в ней видели будущую звезду, солистку.
Наш класс был первым набором Бурятского хореографического училища. Мы принимали участие во всех балетах, в разных оперных спектаклях, исполняя небольшие детские роли, и репетиции взрослых артистов всегда завораживали нас. Нам было по 10-12 лет, и мы с таким восторгом смотрели на всё.
Помню балет «Дон Кихот» Минкуса, который ставился в 1964 году. Приехал очень известный в то время балетмейстер Фотиев. Мы буквально не уходили с репетиций, поскольку сами участвовали в этом спектакле: танцевали вариации амурчиков. А Оля Короткова тогда танцевала уличную танцовщицу — очень эффектная партия, одна из основных. Это было нечто. Нам она казалась совершенством. И зал всегда принимал ее с восторгом.
Иногда Оля заменяла нашего педагога в училище. Мы привыкли называть ее Оля. Это имя очень ей шло: такое теплое, нежное. Она была постарше нас, лет на 8, но все равно была к нам очень близка. Она сама только что закончила училище, сама была еще наполнена учебным процессом, хорошо помнила все замечания, все поправки педагогов, и ей было интересно заниматься с нами. У нее был педагогический талант, способности.
У Ольги была личная, внутренняя одухотворенность, особый подход к каждой роли, роли, к каждой партии. Она была пропитана Ленинградом, этим великолепным городом, с его архитектурой, с его белыми ночами, с его музеями, со всем культурным и человеческим богатством. Ведь ленинградцы, тем более, после блокады, всегда были тонкими, ранимыми и в то же время очень добрыми и душевными, любили людей. Потому что пройти через страшную блокаду без человеческого участия, наверно, нельзя было. И Ольга впитала это в себя. Всё детство ее прошло в послевоенном Питере, где ее отец учился в консерватории. У нее было свое мировоззрение, свое отношение к людям, свое отношение к работе, и она была истинно интеллигентна, эта интеллигентность присутствовала у нее в крови. И проявлялась она во всем: в разговоре, в общении, в танце.
Танцевала она восхитительно. Она была талантлива и своеобразна, интересна, высокопрофессиональна, индивидуальна и самобытна, со своим внутренним порывом, со свой внутренней наполненностью. Она была настолько яркой, она покоряла зрителей не только своей молодостью, свежестью, но и своими данными, своим подходом к танцу. Публика ее воспринимала очень хорошо. Можно сказать, восхищенно. Сразу ее полюбила, всегда одаривала бурными, искренними аплодисментами. Какую бы партию мы ни взяли — смотреть на то, как Оля танцует, можно с упоением».
С нежностью вспоминает об Ольге Коротковой муж и партнер балерины Виктор Александрович Ганженко: «Я ее любил и восхищался ею. Она была самая красивая, самая элегантная. Ее воспитала вторая ученица Вагановой – Ольга Генриховна Иордан, требовавшая такого лоска, блеска и царственности, которых всем сейчас так не хватает… Она была другая — отличалась воспитанием, манерами, внутренней тонкостью… Оля была моим счастьем, о котором я мечтал с детства».
Билеты на вечер памяти «Легенда бурятского балета — Ольга Короткова», который состоится 14 декабря в 18:30, доступны по ссылке, в том числе по «Пушкинской карте», и по телефону 21-36-00.
Возрастной ценз 6+
Автор: Динара Трегубова, старший научный сотрудник ИНИОН РАН