О музыкальной драматургии в балете «Ромео и Джульетта»

18 и 19  ноября на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета состоится премьера спектакля «Ромео и Джульетта» в постановке народного артиста СССР Михаила Лавровского. Артистка симфонического оркестра БГАТОИБ из группы первых скрипок  Анастасия Давиденко написала статью о  музыкальной драматургии  в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Темы-образы в балете “Ромео и Джульетта”

Среди всех советских композиторов Прокофьев первым сумел наполнить музыкальную драматургию балета глубоким содержанием. Поэтому музыка балета «Ромео и Джульетта» особенно самобытна и оригинальна. 

Композитор использовал разветвлённую систему лейтмотивов — это темы, которые характеризуют героев и дают зрителю возможность проникнуться их историей. Эти темы-образы, подвижные и пластичные, мастерски развивались и переплетались вслед за действием шекспировской трагедии.

Особенно тщательно выписана в балете музыкальная характеристика Джульетты, богатая красками и деталями. Материал любовной драмы группируется вокруг образа героини, и его роль на протяжении всего балета постепенно растет. В музыку, описывающую Джульетту, Прокофьев привнёс много нежных красок, углубивших лиризм образа. Она хрупка, ей присуща мягкая мечтательность, порождаемая целеустремленностью чувств. В страсти прокофьевской Джульетты не ощущается чувственного накала, она поэтична и одухотворена, а её лейтмотивы — это возвышенные монологи.

В номере «Джульетта-девочка» сочетаются три  лейттемы: шаловливая, мягко-грациозная и светло-мечтательная. Стремительные «разбеги» первой темы вносят шутливость и непосредственность в образ героини. Вторая тема Джульетты используется в балете наиболее часто. Её мягкая лирика сочетается с некоторой прихотливостью, округлость линий с большим диапазоном.


Третья тема Джульетты — тема грёз, нежная и возвышенная, вызывает ощущение гармонической̆ красоты. В ней четко вырисовываются черты хрупко-целомудренной  прокофьевской Джульетты. Мягко опевающие мелодические фразы, нежная игра тембров, прозрачная звучность — всё создаёт ощущение непорочности.

Тема грёз играет большую роль в эпилоге балета и знаменует примирение Монтекки и Капулетти.

Ещё одна важная группа тем — темы любви Ромео и Джульетты. Они имеют важное драматургическое значение — благодаря ним происходит развитие и трансформация чувств героев.

Любовные темы появляются в балете, начиная с «Мадригала». В сравнении с темами Джульетты они более эмоциональны и внутренне напряжены. Их мелодии строятся на широком движении, распевной̆ линии и широких скачках.

Любовная тема, которую мы впервые слышим в Мадригале, пленяет лирической̆ экспрессией̆ и получает своё развитие в «Сцене у балкона», переходя в еще более эмоциональную тему — мелодию любви. Последняя настолько просторна, широка и свободна, что знаменует собой взрыв чувств, объединивший̆ Ромео и Джульетту.

Третья тема любви поручена валторнам и скрипкам, что уже определяет ее экспрессивность. В ней прихотливая, томительная мелодика, широкие взрывные скачки, которые показывают нам всю глубину только что зародившихся чувств.

Прокофьев щедро прописывает и остальные музыкальные образы героев в балете «Ромео и Джульетта» — это и мечтатель-философ Патер Лоренцо, и жизнелюб Меркуцио и медлительная Кормилица и т.д. Так же композитор обозначил в музыке и темы вражды, которые мы услышим в известном номере «Монтекки и Капулетти», выразив в них атмосферу родовой̆ ненависти.

Создав продуманную и детальную систему тем-образов, С. С. Прокофьев углубил драматургию балетного жанра, приблизив её к симфонии. Так он на много десятилетий вперёд определил развитие советского балета.

Автор: Анастасия Давиденко, артистка оркестра БГАТОИБ

Фото: Егор Бельских

Обсуждение закрыто.