О «Царской невесте» в Бурятском театре оперы и балета

Спектакль Владимира Рылова «Царская невеста» по опере Николая Андреевича Римского- Корсакова всегда идёт с неизменных успехом. Премьера на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета состоялась 18 марта 2022 года.

Дирижёром- постановщиком выступил маэстро Владимир Рылов, режиссёром- постановщиком- Дина Орлова. Формат заявлен как «semi-stage».

«Царская невеста», что называется в полуконцертном исполнении, но на самом деле это настоящий спектакль. Отмечу прекрасный состав исполнителей, они по-настоящему проживают роли своих героев. У артистов есть очень хорошее понимание текста, понимание драматургии. Порадовало редко встречающееся качество – замечательная фразировка. Это принцип театра, это видно. Посмотрев «Царскую невесту» здесь, я сделал для себя очень много важных открытий в хорошо знакомой опере», — поделился известный театральный критик, заведующий литературной частью Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко  Дмитрий Абаулин, который приезжал  в Улан-Удэ в мае текущего года благодаря программе Союза театральных деятелей РФ «Командировки критиков в театры регионов России» и поддержке Министерства культуры Бурятии.

«Царская невеста» — девятая опера Н.А. Римского-Корсакова по одноименной драме русского поэта, переводчика и драматурга Л. А. Мея (1822—1862). Еще в 1868 году, по совету М.А. Балакирева, Римский-Корсаков обратил внимание на эту пьесу. Однако к созданию оперы на ее сюжет композитор приступил лишь тридцать лет спустя. Сочинение «Царской невесты» было начато в феврале 1898 года и закончено в течение десяти месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С.И. Мамонтова.

Драма Л. Мея «Царская невеста» была написана в 1849 году. Ее действие происходит в эпоху Ивана Грозного, в период жестокой борьбы царской опричнины с боярством, сопровождавшейся многочисленными проявлениями деспотизма и произвола. Драма не претендует на историческую достоверность, однако в ней ярко обрисованы напряженные ситуации той эпохи, представители различных слоев населения, жизнь и быт московской Руси.

«Драматург Лев Александрович Мей — это великий знаток человеческих душ. Живя в XIX-м веке, он настолько проник в психологию людей века XVI-го, что мы, нынешние, ни минуты не сомневаемся в том, что находимся рядом с его персонажами. Думаю, что мне и моим певцам удалось идентифицировать себя с этими людьми, с их временем, удалось понять и почувствовать, что люди XVI-го века удивительно похожи на нас, что человек не меняется, что он так же любит, так же страдает от неразделенной любви, так же счастлив в любви взаимной, так же подвержен страшным пароксизмам ревности, презрения, ненависти, которые приводят его к смертному греху: убийству. Приводят к самоуничтожению и разрушению собственной души. Именно эти проблемы хочется в первую очередь предложить для рассмотрения нашей публике»,- говорит маэстро Владимир Рылов.

В основу драмы положен малоизвестный исторический эпизод третьей женитьбы Ивана Грозного. Вот как описывает его Н.М. Карамзин в своей «Истории Государства Российского»: «Скучая вдовством, хотя и не целомудренным, Иван Грозный уже давно искал себе третьей супруги… Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных, и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12… долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец, предпочел всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца новгородского. Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейного благополучия…»

В опере Римского-Корсакова сюжет Мея не претерпел существенных изменений. В либретто, написанное И. Ф. Тюменевым (1855—1927), вошли многие стихи драмы.

На сцене Бурятского театра оперы и балета «Царская невеста» ставилась в 1948, 1953 и 1971 годах.

«Опера эта здесь не шла очень давно. Нынешние исполнители встречаются с этим сочинением впервые. Автора оперы «Царская невеста», Николая Андреевича Римского-Корсакова, я почитаю одним из величайших музыкальных изобретателей, наряду, конечно, с Чайковским, и со всеми мировыми гениями той эпохи. Думаю, что возможность прикоснуться к этой музыке для любого музыканта и для любого слушателя, которому небезразлично музыкальное искусство — это счастье, радость, удача и праздник для души», — рассказывает художественный руководитель театра Владимир Рылов.

Спектакль «Царская невеста» будет показан публике  28 октября (12+).  Роль Марфы исполнит народная артистка Бурятии Билигма Ринчинова. На сцену выйдут любимцы публики: Эдуард Жагбаев ( Василий Степанович Собакин), Александр Хандажапов (Григорий Грязной), Бадма Гомбожапов (Малюта Скуратов),  Саян Цымпилов ( Иван Лыков),  Мария Балданова (Любаша),   Дамба Занданов (Елисей Бомелий),  Лариса Соковикова (Домна Ивановна Сабурова), Светлана Тагланова  (Дуняша:  ), Оксана Хингеева (Петровна),  Данзан Бальжинимаев (Парень),  Мунхзул НамхайГалсан ВандановЕвгений ОстровскийДмитрий Барташкин (Опричники).

 «Идеи нашей постановки не расходятся с идеями классической «Царской невесты‎». У Римского-Корсакова события происходят во времена Ивана Грозного. Мы уходим в определенную условность и одеваем наших персонажей в костюмы первой половины XX-го века» , — говорит режиссер Дина Орлова.

Обсуждение закрыто.