Крупнейший музыкальный коллектив Бурятии: вчера, сегодня, завтра. В национальной газете «Музыкальное обозрение» вышла статья о Бурятском государственном академическом театре оперы и балета.
Республика Бурятия 30 мая 2023 будет отмечать свое столетие. Именно в этот день 100 лет назад Монголо-Бурятская и Бурят-Монгольская автономные области РСФСР объединились в Бурят-Монгольскую АССР с центром в Верхнеудинске — будущем Улан-Удэ (с 1934). С республикой связано три феномена: природный — Байкал (большая часть побережья и туристической инфраструктуры находится в Бурятии), духовный — Буддизм (здесь находится Иволгинский дацан – центр российского буддизма), культурный — Бурятский театр оперы и балета (старейший оперный театр на территории Сибири и Дальнего Востока). Созданный в 1939, он стал локомотивом профессионального искусства Бурятии. За 84-летнюю историю театр стал уникальным театральным и туристическим брендом всего Байкальского региона, покоряя любителей классического музыкального театра «от Амура до Енисея».
Культурная революция
Извне культурная жизнь Бурятии кажется замкнутой: от Улан-Удэ до Улан-Батора около 600 км, до Москвы — почти 6000 км; в городе нет консерватории; филармония на ремонте, а ближайшая — в Иркутске (450 км по трассе), на другом берегу Байкала; ближайший оперный театр — в Красноярске (1500 км по трассе); до ближайшего филиала Мариинки (Владивосток) ехать 3500 км, зато генеральное консульство Монголии занимает соседнее с оперным театром здание. Несмотря на это, театр приглашает специалистов из ведущих музыкальных театров страны, воспитываются собственные кадры: в качестве практики предоставляется работа студентам колледжа искусств и хореографического колледжа, оплачиваются стипендии и проезд обучающимся в центральных творческих вузах страны.
Новейшее время
С октября 2021 директором Бурятского театра оперы и балета является Дмитрий Дылыков — экс-замминистра культуры Забайкальского края, который начинал карьеру как артист Бурятского драматического театра, а позже перешел на административную работу в культурных учреждениях республики и аналитическую деятельность в министерстве культуры.
Также с октября 2021 художественным руководителем театра является дирижер Владимир Рылов, который уже возглавлял театр в 1986–1989 и в начале 2000-х, а кроме того был главным дирижером Пермской оперы (1980-1984), Балета Касаткиной и Василёва (1989-1991), худруком Госоркестра кинематографии, оркестра Алтайской филармонии, Самарского и Башкирского оперных театров, Волгоградского музыкального театра. Владимир Рылов — народный артист Республики Бурятия, лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки.
Художественный руководитель оперы с 2013 — представительница известной бурятской оперной династии Дарима Линховоин.
Главный балетмейстер Баярто Дамбаев — экс-солист и репетитор балетной труппы театра; до него этот пост с 2012 года занимал Морихиро Ивата, который усилил бурятский балет японскими артистами, привлек японских спонсоров и осуществил несколько громких проектов, включая премьеру национального балета «Красавица Ангара» (2016, хореография Михаила Заславского и Игоря Моисеева в редакции Морихиро Иваты), впервые поставленного в Улан-Удэ в 1959 (композиторы Лев Книппер и Бау Ямпилов, либретто Намжила Балдано). Балет Мариуса Петипа «Талисман», поставленный в 2019 Александром Мишутиным, стал первым спектаклем, номинированным на премию «Золотая маска» («Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа», «Лучшая женская роль» — Анна Петушинова).
Ревущие двадцатые
С сезона 2021/22 Бурятский театр оперы и балета воплощает в жизнь планы своего нового и при этом знакомого худрука. Владимир Рылов начал с исполнения концертных программ «Посвящаем Пушкину» и «С возвращением, maestro!». В первую вошли концертные исполнения оперы Сергея Рахманинова «Алеко» и фрагменты оперы Глинки «Руслан и Людмила», между номерами которой дирижер декламировал избранные места из поэмы. Второй проект тоже включал в себя фрагменты из «Руслана», а также музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», во время исполнения которых Рылов наизусть прочел повесть.
18 марта 2022 в театре состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке Дины Орловой, которую заметили после участия в Лаборатории молодых оперных режиссеров «Байкал-опера», проходившей в театре в сентябре 2021.
Владимир Рылов: «Наша постановка посвящена очень серьезной проблеме власти — подавляющей, тоталитарной, и здесь возникают прямые ассоциации с ХХ веком. Многие наши зрители знают о событиях ХХ века только по книгам, фильмам и рассказам. Я же в большой степени сам очевидец и участник этих событий, и тот исторический фон, на котором разворачивается драма наших персонажей, напоминает об этом времени».
В мае 2022 состоялся фестиваль классической и современной музыки «Возвращение», где исполнялись вокальный цикл «Военные письма» Валерия Гаврилина и кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева, православные духовные песнопения на бурятском языке, выступали лауреаты конкурса Чайковского пианист Алексей Мельников, виолончелист Александр Рамм, сопрано Мария Мотолыгина.
В июне 2022 в театре прошла мировая премьера первого бурятского рок-мюзикла «Бальжан Хатан». Автором проекта и режиссером выступил номинант «Золотой маски» (2009, 2011) Олег Юмов; в его постановке в театре с 2011 года идет национальная опера «Энхэ-Булат батор». Автор музыки рок-мюзикла «Бальжан Хатан» — Сарантуя Жалцанова-Дмитриева, либреттист — народная артистка Бурятии Надежда Мунконова. Либретто написано по мотивам одноименной поэмы Сергея Бахлаева. Бальжан Хатан — национальная героиня, бурятская княгиня, жившая на рубеже XVI-XVII веков. Ее эпическая история подана на сцене скорее в оперном, чем в мюзикловом ключе, но музыка действительно звучит как рок в симфонической обработке.
Первой премьерой театра в сезоне 2022/23 стала опера Чайковского «Иоланта» в концертном исполнении (6 октября). Ранее опера ставилась в Улан-Удэ в 1955 и 1976.
Владимир Рылов: «“Иоланта” — моя любимая опера, и я ставил ее здесь более 20 лет назад как спектакль “Дочь короля Рене”. В этом шедевре Чайковского мы можем показать наших артистов с лучшей стороны, причем это безумно сложное во всех отношениях сочинение. Это еще один экзамен для нас. Еще один тест на профессиональную пригодность. Когда в театре выходит “Иоланта” — это сертификат качества».
До Нового года состоялись премьеры балетов «Ромео и Джульетта» в постановке Михаила Лавровского (18 ноября) и «Снежная королева» в постановке Петра Базарона (19 декабря).
Еще одно важное событие в жизни театра: Владимир Рылов удостоен национальной оперной премии «Онегин» за 2022 в номинации «Музыкальный руководитель». Премия была вручена маэстро 21 ноября на Исторической сцене Мариинского театра.
24 января 2023 прошла премьера оперетты Имре Кальмана «Мистер Икс» в постановке режиссера Санкт-Петербургской музкомедии Аллы Семак — не в растиражированной «парижской» версии, а в исходной, где действие происходит в Петербурге.
На горизонте
В планах театра на юбилейный для республики 2023 — несколько больших проектов.
4 февраля в Бурятском театре оперы и балета состоялся гала-концерт фестиваля «Созвездие молодых». Студенты и выпускники творческих вузов — Московской, Петрозаводской, Казанской консерваторий — выступили с симфоническим оркестром под управлением Владимира Рылова.
По приглашению министра культуры Бурятии Соелмы Дагаевой и Владимира Рылова в Улан-Удэ впервые побывал маэстро Ялчин Адигезалов. Дирижер Азербайджанского академического театра оперы и балета, народный артист Азербайджана дирижировал 11 и 12 февраля спектаклями «Тысяча и одна ночь», которые были посвящены 100-летию композитора Фикрета Амирова. На сцене Бурятского театра оперы и балета спектакль был поставлен в 1992, возобновлен в 2020.
В шестой раз состоится Baikal Dance Festival с участием звезд бурятского балета и приглашенных знаменитостей. Пройдет Международный фестиваль балета, посвященный памяти выдающихся балетных деятелей Бурятии народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой, народного артиста РСФСР Петра Абашеева.
В первой половине декабря 2023 в Москве и Санкт-Петербурге пройдут Дни Бурятии, в рамках которых труппа Бурятского театра оперы и балета выступит на сцене Большого театра.
Национальные спектакли
26 февраля в Бурятском театре оперы и балета показан первый буддийский балет — хореографическая элегия «Лик богини» композитора Юрия Ирдынеева. В основу балета легла легенда о выдающемся скульпторе XVII века Дзанабадзаре (1635–1723) — правителе Халхи под сюзеренной властью империи Цин, основателе монгольской портретной живописи и изобретателе монгольской письменности — соёмбо.
«Поставленный в 1990 году балет “Лик богини” Юрия Ирдынеева вызвал большой общественный резонанс, так как был первым буддийским спектаклем на балетной сцене», — отмечает министр культуры Республики Бурятия Соелма Дагаева.
Планируется мировая премьера национального балета «Баргуджин Тукум» — так называется территория вокруг Байкала, исконная древняя родина бурят. Эскиз балета был показан в финале открытого Конкурса на создание национального балетного спектакля в рамках подготовки и проведения празднования 100-летия образования Республики Бурятия. Его авторы — композитор Анастасия Дружинина (заведующая музыкальной частью Бурятского театра драмы, где спектакли идут на национальном языке), либреттист Геннадий Башкуев (маститый национальный драматург) и хореограф Никита Дмитриевский, в свое время танцевавший в Большом театре и NDT.
В пандан к балету в рамках празднования 100-летия Республики Бурятия в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета пойдет и мировая премьера национальной оперы «Эреэхэн» в постановке Олега Юмова. Работа по подготовке спектакля ведется Министерством культуры Бурятии с 2020, когда был проведен конкурс на создание оперы. Конкурс был приурочен к 100-летию Бурятии и организован с целью возрождения традиции формирования бурятского национального театрального репертуара, основанного на событиях из истории бурятского народа, бурятском фольклоре, а также биографиях выдающихся исторических личностей.
Автор музыки и либретто — Баир Дондоков, одно время возглавлявший Союз композиторов Бурятии. Первоисточник либретто — пьеса «Ехэ Удаган Абжаа» («Великая шаманка – сестрица») выдающегося бурятского писателя, ученого и общественного деятеля Базара Барадина (1878–1937) о походе представителей бурятских родов в Москву к Петру I.
15 февраля в театре прошел техсовет, на котором были представлены эскизы декораций и костюмов. Спектакль оформляют Сэсэг Дондокова, которая разработала аниме-эстетику рок-мюзикла «Бальжан Хатан», и всемирно известный бурятский скульптор Даши Намдаков, создатель уникальных динамично-фантазийных бронзовых статуй-кукол. Главным элементом декорации стала его 5-метровая скульптура «Ясновидение», также зрители увидели и графику известного мастера.
«На создание национальной оперы в честь 100-летия Республики Бурятия с 2021 по 2023 годы была выделена субсидия в размере 13 миллионов 465 тысяч рублей из федерального бюджета. Думаю, получится очень красивый спектакль», — отметила министр культуры Бурятии Соелма Дагаева.
Прикоснуться к оживлению оперной легенды захочется любому, от дебютантов до мэтров, а само название в афише прикует к Улан-Удэ внимание далеко за пределами Бурятии.
Бурятскому театру оперы и балета, находящемуся на восточных рубежах нашей родины, было предопределено стать «воротами в Азию». Придавая огромное значение развитию межгосударственных культурных контактов, артисты театра активно гастролируют в приграничных странах Азии: Монголии, Южной Корее, Китае, Японии. Одновременно с этим, на сцене театра выступают артисты из стран азиатско-тихоокеанского региона, создавая восточный российский полюс кросскультурных контактов.
«Для меня очень важно видеть территорию России, на которой и для которой мы работаем, для кого существуют наш информационно-концертный проект, – сказал на творческой встрече в театре 28 января главный редактор “МО” Андрей Устинов. — Я впервые побывал в Бурятском театре оперы и балета, конечно, видел фотографии в интернете. Театр производит грандиозное впечатление по своим размерам и по архитектурным особенностям сталинского ампира. Я удивлен потенциальными возможностями театра, оркестра и балетной труппы. Видно, что все работают с удовольствием. Хорошо, что здесь есть своя хореографическая школа. Это большой успех. И Владимир Рылов — темпераментный руководитель со своими высокими требованиями, что, наверное, не всем нравится. Но если не ставить в искусстве высокую планку и не пытаться решать большие задачи, даже если ты тянешься к ним с трудом, то тогда не надо заниматься искусством».
Театр жив, когда он меняется. Две цели — сохранение классического наследия и поиск новых театральных форм — окрыляют его дальнейший путь накануне столетнего юбилея республики.
История театра
Рождение музыкального театра было явлением не случайным. Сокровища фольклорного творчества бурятского народа стали одной из основ быстрого формирования в 30-е годы бурятского музыкального театра. У истоков создания профессионального оперного искусства Бурятии стояли известные деятели русского музыкального и театрального искусства, приехавшие в Бурятию из западной части России: композиторы П. Берлинский, М. Фролов, В. Морошкин, балетмейстеры И. Моисеев, М. Арсеньев, педагоги Т. Глязер, В. Обыденная, режиссеры И. Туманов, А. Миронский, художники Г. Кигель, А. Тимин и другие. Они воспитали целую плеяду бурятских музыкантов, певцов, танцовщиков.
В 20-е годы в республике начинает зарождаться профессиональное искусство. Открываются музыкальная школа, передвижные музыкальные курсы. Как во многих национальных республиках, путь к опере лежал через переходный жанр — музыкальную драму. В Бурятии первым произведением такого рода явилась музыкальная драма «Баир» П. Берлинского. Успех спектакля в 1938 показал, что театр сделал большой шаг на пути овладения музыкально-сценическим искусством.
Бурятский театр оперы и балета отсчитывает свою историю от 20 декабря 1939, когда Президиум ЦИК Бурят-Монгольской АССР издал постановление о реорганизации национального драматического театра в музыкально-драматический.
20 октября 1940 показом первой национальной оперы «Энхэ-Булат батор» (композитор Маркиан Фролов, либретто Намжила Балдано) открылась I Декада бурят-монгольского искусства в Москве. В годы Великой Отечественной войны было образовано несколько концертных бригад, выступавших в воинских частях и госпиталях в Улан-Удэ, Забайкалье и на Дальнем Востоке.
Художественным руководителем театра с момента его основания и до разделения в 1948 году на оперно-балетный и драматический был легендарный бурятский театральный деятель Гомбожап Цыдынжапов (в 1948-1960 – главный режиссер театра оперы и балета), чье имя Бурятская опера носит сегодня.
В послевоенные годы репертуар театра рос стремительными темпами. Театр с каждым сезоном вырастал из рамок музыкально-драматического. Шло строительство здания театра, которое было торжественно открыто в 1952 году. Здание в стиле сталинского ампира с национальными элементами стало архитектурной доминантой столицы республики — ныне это охраняемый памятник архитектуры федерального значения.
Блестящее выступление Бурятского театра оперы и балета на второй Декаде бурятского искусства и литературы в Москве в 1959 году было отмечено присвоением ведущим мастерам почетных званий. Звания народного артиста СССР был удостоен Л. Линховоин, народных артистов РСФСР – Л. Сахьянова (позже – народная артистка СССР, лауреат Госпремии РСФСР), Н. Петрова, Б. Балдаков.
В конце 50-х – начале 60-х гг. в театре были осуществлены постановки более 70 опер и балетов, среди которых были и классические, и современные произведения. Периодом полной творческой зрелости театра явились 70-е годы. Об этом свидетельствовал и высокий художественный уровень многих оперных и балетных постановок, творческий рост всего коллектива и отдельных солистов, значительное расширение и обогащение репертуара театра. Один за другим на сцене Бурятского театра ставились интересные, значительные по замыслу и убедительные по воплощению спектакли: оперы – «Борис Годунов», «Хованщина» М. Мусоргского, «Аида», «Дон Карлос», «Отелло» Д. Верди; балеты – «Спартак» А. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Меликова, «Раймонда» А. Глазунова, «Гэсэр» и «Сын земли» Ж. Батуева.
В 1979 году после гастролей в Москве и Ленинграде театр получил почетное звание «академического».
В 70-80-е годы на сцене Бурятского театра блистало немало талантливых мастеров. Их лучшие творческие находки стали вкладом в историю национального музыкально-театрального исполнительства. Это народный артист СССР, лауреат Госпремии РСФСР Л. Линховоин, народные артисты СССР К. Базарсадаев, Д. Дашиев и другие. Театр уделяет большое внимание и артистической молодежи. В 1982 г. был проведен I Всероссийский фестиваль «Молодые голоса и молодой балет России». В 80-е годы лауреатами различных международных и российских конкурсов стали молодые солисты театра Г. Шойдагбаева (ныне – единственная в республике народная артистка СССР), В. Бальжинимаев, О. Аюрова, Б. Бороев, В. Цыдыпова, в 90-е годы Е. Шараева, Б. Будаев, Д. Занданов, в 2000-е М. Намхай, О. Жигмитова, А. Базаргуруева, Д. Шагдуров и др.
Триумфальными стали посвященные 50-летию театра гастроли 1989 г. в Москве и Ленинграде. На спектаклях «Князь Игорь», «Аида», «Дочь полка» присутствовали выдающиеся специалисты оперного жанра, такие как И.С. Козловский, И.К. Архипова. Все они дали высочайшую оценку постановщикам и исполнителям спектаклей. Московская часть гастролей завершилась исполнением Реквиема Дж. Верди в Колонном зале Дома Союзов. Успех гастролей стал результатом упорной и целенаправленной работы, которую на протяжении трех лет организовывал и направлял главный дирижер театра, выдающийся знаток оперного дела Владимир Рылов.
В 2012 году балет Бурятии возглавил японская звезда русского балета Морихиро Ивата (в прошлом солист Большого театра), оперную труппу обновили выпускники ведущих российских консерваторий (Санкт-Петербургской, Московской, Новосибирской и др.), Монгольской академии музыки. Летом 2015 года солист Бурятского театра оперы и балета Ариунбаатар Ганбаатар стал лауреатом и обладателем Гран-при XV международного конкурса им. П.И. Чайковского.
Важным завоеванием театра последнего десятилетия стало его развитие в статусе крупнейшего музыкально-театрального центра восточной части России. Огромную роль здесь сыграли проводимые БГАТОиБ международные фестивали и конкурсы. Резонансным стал и прошедший трижды Байкальский международный конкурс вокалистов (2011, 2015, 2019), послуживший стартом для многих будущих звезд мировой оперной сцены. Участников не только из России, но и Японии, Кореи, Китая собрал I Российско-Японский Евразийский конкурс артистов балета, проводимый Фондом Морихиро Ивата (2019). Регулярным стало проведение в стенах театра Фестиваля балета имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева (пятый состоится в ноябре 2023) и Фестиваля оперы имени Л.Л. Линховоина (в 2019 состоялся шестой).
Источник: https://muzobozrenie.ru/novoe-dyhanie-buryatskoj-opery/