Навстречу Фестивалю балета имени Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева

2023 год 100-летия Республики Бурятия ознаменован особой датой в истории бурятской культуры: 95-летием со дня рождения народной артистки Советского Союза, лауреата Республиканской премии, лауреата Государственной премии РСФСР имени Глинки балерины Ларисы Сахьяновой.

Республика чтит память выдающейся танцовщицы: в конце ноября выйдет в свет книга, посвященная сценическому и педагогическому творчеству «золотого» бурятского дуэта, а в первую неделю ноября Бурятский ордена Ленина государственный академический театр оперы и балета имени Гомбо Цыдынжапова подарит республике Фестиваль балета имени Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева. В четырех спектаклях и Гала-концерте выступят гости – солисты Большого, Мариинского, Новосибирского театров, Музыкального театра имени К.С. Станиславскогои Вл. И. Немировича-Данченко, артисты Бурятского, Якутского, Красноярского и Монгольского театров оперы и балета, студенты Бурятского республиканского хореографического колледжа.

Творчество Ларисы Сахьяновой –особая страница в истории хореографического искусства Бурятии. Кто хотя бы однажды видел танец Сахьяновой, тот не сможет его забыть. Уже первое ее появление на сцене вызывало овацию зрителей. Каждое её выступление в Бурятском театре оперы и балета, на сцене которого она танцевала четыре десятилетия, становилось праздником в театральной жизни республики. Благодаря Л. П. Сахьяновой о бурятском балете знали во всём мире. В ее честь создавали прекрасные стихи Д. Жалсараев, тувинский поэт Степан Сарыг-оол, калмыцкий поэт Михаил Хонинов, зрители из разных городов. Восхищение звучит в отзывах Галины Улановой, Суламифь Мессерер, Викторины Кригер, Махмуда Эсамбаева, Вадима Гаевского, Галины Иноземцевой, Натальи Садовской, театроведов и журналистов.

Многолетним партнёром и соратником Ларисы Петровны был народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Глинки Пётр Тимофеевич Абашеев – ведущий солист Бурятского театра, постановщик балетных спектаклей, художественный руководитель училища и балетной труппы театра, балетмейстер-репетитор, педагог, театральный деятель.

Дуэт Л. Сахьяновой и П. Абашеева стал легендой бурятского балетного искусства. Редкое совпадение темпераментов, музыкальности, актерских дарований, широты интеллектуального диапазона порождало живое течение пластических линий, артисты угадывали тончайшие эмоциональные нюансы динамики внутренних состояний друг друга. В представлении поклонников балетного искусства образы Л. Сахьяновой и П. Абашеева неразделимы.

Прима-балерина и премьер бурятской балетной сцены исполнили практически все ведущие партии балетов, идущих на сцене Бурятского театра: классические и современные зарубежные и отечественные балеты.

По исполненным ими партиям можно проследить историю бурятского балетного театра: Гюльнара и Конрад («Корсар»), Мария и Вацлав («Бахчисарайский фонтан»), Актриса и Поэт ( «Штраусиана»), Лауренсия и Фрондосо ( «Лауренсия»), Эсмеральда и Феб де Шатопер ( «Эсмеральда»), Сванильда и Франц (Коппелия), Сюимбике и Али-Батыр (Шурале»), Франциска и Франц («Голубой Дунай»).

Им равно подвластны были и строгая академическая классика: партии Авроры и Дезире в «Спящей красавице», Жизели и Альберта в «Жизели» Китри и Базиля в «Дон Кихоте», Никии и Солора в «Баядерке», Раймонды и Абдерахмана в «Раймонде», и современная хореография в балетах «Тропою грома» – Ленни и Сари, «Барышня и Хулиган» – Учительница и Хулиган, «Каменный цветок» – Хозяйка Медной горы и Данила, «Легенда о любви» – Мехменэ Бану и Ферхад, «Пер Гюнт» – Доврская Дева и Пер, «Три мушкетёра» – Королева и д’Артаньян, «Спартак» –Эгина и Красс, «Кармен-сюита» – Кармен и Хозе, Клеопатра и Антоний в одноименном балете.

Особую роль сыграла Лариса Петровна в развития бурятского балетного искусства: ей первой довелось воплотить женские образы в спектаклях национального репертуара. Многие театроведы считают, что Сахьянову можно назвать соавтором национальных балетов: её Алтан («Свет над долиной»), Сэсэг («Во имя любви»), Мечта («Цветы жизни»), Алма-Мэргэн («Сын земли»), Ангара («Красавица Ангара») становились поэтическими камертонами спектаклей. Её понимание характера образа, своеобразие психофизиологических реакций на происходящее, весь её облик как бы «подсказывали» постановщикам, какой должна быть исполняемая ею героиня.

С первых сценических работ Л. Сахьяновой и П. Абашеева было ясно, что они обладают несомненным актерским дарованием, которое шлифовалось с годами. Им удавалось решение самой трудной задачи артиста – и драматического, и оперного, и балетного театра – показать жизнь души своего героя– изменения, происходящие в его характере в процессе развёртывания сценического действия.

Широкий актёрский диапазон Сахьяновой и Абашеева позволяли им создавать полярно контрастные образы даже в рамках одного балета. Таковы у Сахьяновой Мария и Зарема, непостижимое сосуществование Белого и Чёрного лебедей. Столь же контрастные образы непримиримых врагов создавал в разные годы П. Абашеев, играя Данилу и Северьяна в «Каменном цветке», благородного капитана королевской стражи Феба де Шатопера и коварного Клода Фролло в «Эсмеральде», Енисея и Чёрного Вихря, Спартака и Красса.

Критики подчёркивали, что в них трудно отделить прекрасных танцовщиков от больших артистов. Актёрская одарённость и широта взгляда на искусство и жизнь Л. Сахьяновой и П. Абашеева была причиной их глубокого проникновения в создаваемые образы, делало сценическую интерпретацию настолько убедительной, что она нередко становилась исполнительским эталоном, конечно, учитывая невозможность буквального повторения. Но были и роли, в которых Сахьянова и Абашеев были неповторимы. До сих пор артисты балета вспоминают, как застывали в кулисах во время сцены сумасшествия Жизели, каким достоверным был Абашеев в образе старого Момуна из балета «Белый пароход» А. Сойникова по повести Чингиза Айтматова.

Партнер Ларисы Сахьяновой, заслуженный артист РСФСР Алексей Павленко вспоминал: «Когда Лариса Петровна танцевала Жизель, плакали не только зрители. Артисты на сцене стояли и плакали. Каждый спектакль это было какое-то чисто человеческое откровение. А в роли Китри из «Дон Кихота» Лариса Петровна была совсем другая. Она стояла рядом и светилась каким-то внутренним теплом, и было ясно, что это мечта Дон Кихота». Образы, созданные Л. Сахьяновой и П. Абашеевым, незабываемы, память о них не меркнет с годами…

Имена Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева вписаны в историю бурятского балета и как имена организаторов профессионального хореографического образования. Одарённые преподаватели и воспитатели ряда поколений молодых танцовщиков стояли у истоков создания Бурятского хореографического училища, осуществляли его художественное руководство в течение 30 лет, преподавали более 30: П. Т. Абашеев – 36 лет, с 1961 по 1997 гг.; Л. П. Сахьянова – 37 лет, с 1964 по 2001 гг.

Творческим руководителям училища приходилось решать целый ряд разных задач — художественных, методических, организационных, этических. По их приглашению приезжали известные педагоги и балетмейстеры- постановщики из Москвы, Ленинграда, Новосибирска и других городов страны, возглавляли Государственную Экзаменационную Комиссию, осуществляли постановки своих творческих проектов, проводили для педагогов училища семинары и мастер- классы.

П. Т. Абашееву принадлежит большая заслуга в подготовке концертного репертуара училища. Он не только был главным организатором, но принимал непосредственное участие в постановке номеров и репетиционной работе.

Профессиональный и жизненный опыт позволил им раскрыть многие дарования. Питомцы Л. П. Сахьяновой и П. Т. Абашеева составляют несколько поколений бурятских танцовщиков, танцевали в театрах России, ближнего и дальнего зарубежья: Казани, Свердловска, Перми, Новосибирска, Челябинска, Красноярска, Омска, Иркутска, Хабаровска, Владивостока, Донецка, Краснодара, ряде театров Ленинграда: Кировском, театре балета имени Леонида Якобсона, театре Бориса Эйфмана, Театре музыкальной комедии и театре «Палитра» Олега Игнатьева, мужском балете; театрах Республики Саха (Якутия), Беларуси, Туркмении, Удмуртии; Еврейском музыкально-драматическом театре «Когелет» (Москва), в балетных труппах Израйля, Южной Кореи, Китая, Испании, Америки.

Многие имеют почётные звания, стали лауреатами Всероссийских и Международных престижных конкурсов и фестивалей, многие посвятили себя педагогической деятельности, осуществляют административное и художественное руководство творческими коллективами.

Лариса Петровна и Пётр Тимофеевич, помимо актёрского и педагогического дара, обладали и даром человечности, который проявлялся и в повседневной работе, и в том, что они принимали участие в судьбах всех учеников училища: поддерживали в трудных ситуациях, помогали не только советом, но и делом. Каждый воспитанник школы, так или иначе, испытал их доброе участие. Хореографическое училище было их детищем, заботой, частью души.

В период руководства балетной труппой театра П. Абашеевым было инициировано приглашение целого ряда балетмейстеров и постановщиков, спектакли которых украсили репертуарную афишу. Назовем лишь некоторых: Михаил Заславский, Виано Гомес де Фонсеа Херардо, Георгий Ковтун, Пётр Гусев,София Тулубьева, Александр Голышев, Наталья Волкова, Лариса Трембовельская, Булат Аюханов, Музаффар Бурханов,

Чуткий, профессиональный «глаз» Петра Тимофеевича сопровождал творчество нескольких поколений артистов балета. Состоялись гастроли в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Кемерово, Братске, Барнауле, Томске, Москве, Ленинграде, Ставрополе, Краснодаре, Чите, Иркутске, Владивостоке, Комсомольске-на- Амуре, Хабаровске; на Южном Урале: Оренбурге, Ижевске и Орске, Ангарске; на Кавказских минеральных водах: городах Орджоникидзе, Пятигорске, Кисловодске, Железноводске, Ессентуках; в Новосибирске, Кемерово, Барнауле; Хабаровске, Владивостоке. Соратником П. Абашеева была Лариса Петровна.

Глубоки и проникновенны слова театроведа Натальи Ртищевой: «Лариса Сахьянова – крупнейшее явление советского балета. Зрелый мастер, в совершенстве владеющий классическим танцем, она стоит в ряду замечательных танцовщиц современности. И в то же время, когда смотришь на танцующую Сахьянову, всегда создаётся ощущение предназначенности балерины сцене именно бурятской. Бурятская земля дала сцене дарование, счастливо наделив его неповторимостью своих черт. Недаром искусство Сахьяновой стало символом бурятского балета».

Ответом на слова критика звучит credo ЛарисыПетровны: «Я горжусь тем, что являюсь частицей нашего театра и могу на его сцене служить всему советскому народу. Я горжусь, что я – частица моего бурятского народа, сумевшего за десятилетия пройти путь, равный столетиям». Петр Тимофеевич полностью разделял эту гордость.

Вся жизнь Л. Сахьяновой и П. Абашеева была озарена высоким светом творчества и заботой о развитии национальной хореографической школы. Они посвятили данный им талант своей стране во имя будущего бурятского балета.

Душа человека хранит воспоминания о счастливых днях, ярких впечатлениях, высоких мыслях, которые оживит в нашей памяти грядущий Фестиваль, посвященный творцам прекрасного искусства, озаряющим немеркнущим светом и прошлое, и настоящее бурятского балета – Ларисе Сахьяновой и Петру Абашееву.

Ольга Русинова, к.и.н., доцент ВСГИК, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, член Союза композиторов России

Обсуждение закрыто.