«Мистерия Цам» и «Танец ламы» — чем удивит первый буддийский балет

26 февраля в Бурятском театре оперы и балета будет показан первый буддийский балет – хореографическая элегия Юрия Ирдынеева «Лик богини».

Юрий Ирдынеев – многогранный, глубокий и талантливый композитор. Как говорили современники: его произведения принадлежат будущему. Балет «Лик богини» ждал своего сценического воплощения 12 лет. Поставленный в 1990 году, он стал первым буддийским спектаклем на сцене Бурятского театра оперы и балета. Как отметила министр культуры Бурятии Соелма Дагаева, спектакль  вызвал  живой общественный резонанс и стал поворотным моментом в истории театра и всего профессионального искусства республики.

Динамичность действия, колорит эпохи и культуры в балете обеспечивают характерные танцы и сцены: мистерия Цам и ламаистские обрядовые действа. А зрители отмечают красоту музыки, эффектной танцевальной подачей и необычностью и яркостью костюмов.

Новая  постановка  «Лик богини» создана в 2021 году при поддержке Министерства культуры Бурятии.  Поставил спектакль российско-японский балетмейстер Александр Мишутин, которого привлекла философская музыка с хорошо прописанными человеческими характерами.

“Третье рождение” «Лика богини» произошло 15 апреля 2022 года. Полностью изменились некоторые сцены, обновились декорации и костюмы, в пластике и хореографии появилось больше национальных элементов.

Элементы буддийского быта непрерывно прослеживаются в балете. «Партия ламы, настоятеля дацана не такая большая партия, как у нас говорят «ходячая». Но я должен донести до зрителя, что мой герой несет добро, передать состояние умиротворенности и гармонии. Поэтому перед партией я работаю над своим внутренним состоянием», — делится исполнитель партии настоятеля дацана, народный артист Бурятии Булыт Раднаев.

В основе сюжета балета «Лик богини» лежит история из жизни буддийского скульптора Дзанабадзара, пережившего смерть любимой. По преданию, жена великого мастера была умерщвлена монахами, окружавшими Ундур-гэгэна. В память о любимой художник отлил из сверкающей бронзы двадцать одну статую буддийской богини Тары.

«Во время подготовки  к премьере  было трудно готовиться к партии. Сейчас  мне легче, потому что я лучше узнал персонажа главного героя поближе, я начал его понимать с какой-то стороны. В сюжете  его возлюбленная  погибает, когда его отправили в ссылку. Когда он возвращается и узнает о смерти любимой, нужно пережить этот момент и показать чувства главного героя зрителю. Зритель ведь все чувствует, если ты сам не переживаешь, то они не поверят. Это очень тяжёлая партия в моральном и физическом плане, большая ответственность», — рассказывает Эльдар Ванданов, исполнитель партии Мастера, Дзанабадзара.

26 февраля на сцену выйдут: Эльдар Ванданов; заслуженная артистка Бурятии Маргарита Эрдыниева , Вячеслав Намжилон, Юлия Банзаракцаева, народный артист Бурятии Булыт Раднаев. Спектакль идет под симфонический оркестр под управлением Валерия Волчанецкого.  

Билеты на сайте uuopera.ru  и в кассе театра, в том числе и по «Пушкинской карте».

Возрастной ценз: 12+

Фото: Егор Бельских

Обсуждение закрыто.