«Главный человек в театре — это всё-таки зритель». «Мистер Икс» в Бурятском театре оперы и балета

5 марта на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета состоится показ самой загадочной премьеры сезона  — оперетты Имре Кальмана «Мистер Икс». Об истории создания знаменитой оперетты – в статье Динары Трегубовой.

Из Петербурга в Сибирь. Премьера оперетты И. Кальмана «Мистер Икс» в Бурятском театре оперы и балета (2023 год)

Особенности жанра

Слово «оперетта» переводится с итальянского как «маленькая опера». Она носит легкий, развлекательный характер, и не может быть трагедией. Чаще всего это комедийное произведение. Жанр оперетты близок к мюзиклу. Вокальное исполнение сочетается в ней с речевыми вставками. 

 

Однако «не верьте, если вам скажут, что оперетта — лёгкий жанр. Это самый сложный жанр, потому что надо играть, как драматический актёр, петь, как оперный певец, танцевать, как артист балета», — говорит режиссер Алла Семак. Одним из самых известных авторов оперетт в мире стал Имре Кальман.

Имре Кальман и его оперетты

Мировую славу венгерскому композитору Имре Кальману (1882—1953) принесли именно его оперетты.  «Солдат в отпуске» (1910), «Цыган-премьер» (1912), «Королева чардаша» (1915, более известная как «Сильва»), «Баядера» (1921), «Графиня Марица» (1924), «Фиалки Монмартра» (1930). 

«В мире оперетты Имре Кальман — такая же значимая фигура, как в опере — Верди», — отмечает солистка оперы Билигма Ринчинова, исполнительница партии Теодоры. По мнению критиков, музыка Кальмана «‎стоит на прочном фундаменте народной песни и ярко выражает глубокие человеческие чувства, его мелодии просты, но вместе с тем оригинальны и поэтичны, а финалы оперетт по разработке, первоклассной технике и блестящей инструментовке — настоящие симфонические картины‎» (https://www.belcanto.ru/kalman.html).

Наряду с И. Штраусом и Ф. Легаром Имре Кальман является представителем так называемой венской оперетты. Им написано 20 произведений в этом жанре. Огромная популярность его оперетт объясняется прежде всего достоинствами музыки — ярко мелодичной, эффектной, блестяще оркестрованной. Сам композитор признавался, что на его творчество огромное влияние оказала музыка П. Чайковского и особенно оркестровое искусство русского мастера. Лучшие сочинения Кальмана до сих пор украшают репертуар многих музыкальных театров мира (И. Ветлицына). 

Особое место среди самых известных и любимых произведений Имре Кальмана занимает «Принцесса цирка». 

Как «Принцесса цирка» превратилась в «Мистера Икс»

Премьера «Принцессы цирка» состоялась в Австрии, в Венском театре «Ан дер Вин» 26 марта 1926 года.

Постановка оперетты в России имела особенности, связанные с последствиями революции и неправдоподобными обстоятельствами жизни в России, которых не замечала публика в Вене и которые бросались в глаза русской публике. Поэтому в русских вариантах либретто действие часто переносилось полностью в Вену либо в Париж, соответственно и действующие лица из русских великих князей и аристократов превращались в австрийцев или французов. Впрочем, первые переделки переносили действие в среду русских белоэмигрантов. Благодаря русским либреттистам появилось также название ресторана «Зелёный попугай».

Одной из первых была постановка в Московском театре оперетты в 1927 году, осуществленная при непосредственном участии режиссёра и выдающегося комического актёра Григория Ярона,  исполнившего роль Пеликана. В советских постановках партию Мистера Икс, написанную для тенора, часто исполняли баритоны, для чего некоторые места партии были странспонированы (https://ru.wikipedia.org/). 

После экранизации 1958 года, в которой роль Мистера Икс исполнил неповторимый Георг Отс, в российском музыкальном театре оперетта стала называться по имени главного героя.

В Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии премьера оперетты И. Кальмана «Мистер Икс» в постановке Александра Белинского, режиссёра и художественного руководителя театра с 1995 г. по 2002 г., состоялась‎ 30 октября 1995 года. Спектакль имел огромный успех. Он был показан более пятисот раз и не сходил со сцены 27 лет. Последний его показ состоялся 30 июня 2022 г.  

«Cнова туда, где море огней…»

На этот последний показ в качестве дирижера был приглашен художественный руководитель Бурятского театра оперы и балета Владимир Алексеевич Рылов,  который дирижировал этим спектаклем в Муз Коме с 2008 года. Узнав о том, что популярнейший спектакль покидает сцену, Владимир Алексеевич решил вдохнуть в него новую жизнь на бурятской земле. 

Переговоры, проведенные по вопросу передачи спектакля Бурятскому театру оперы и балета министром культуры Бурятии С.Б. Дагаевой, директором БГАТОиБ Д.А. Дылыковым и В.А. Рыловым с директором Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Ю.А. Шварцкопфом,  прошли успешно. 

После этого эксклюзивные оригинальные костюмы спектакля и часть декораций  проделали долгий путь от культурной столицы России до старейшего театра в Сибири и на Дальнем Востоке и были переданы Бурятскому театру оперы и балета к премьере, которая состоялась 24 и 25 января. А с 13 по 22 января костюмы можно было увидеть на специальной выставке, организованной в ТРЦ «Forum‎»‎ на улице Ленина. 

На бурятской земле

«‎‎В один из первых дней моего появления в театре в качестве художественного руководителя, — рассказывает В.А. Рылов,  — мы говорили с Даримой Лхасарановной Линховоин, художественным руководителем оперы, и она сказала: “Владимир Алексеевич, а поставьте нам оперетту”. Тогда я посмотрел на нее с сомнением: оперетта — это гораздо трудней, чем опера. Оперетты не шли здесь очень давно. Так случилось, что желание Даримы Лхасарановны неожиданно осуществилось. И судя по тому, как работает оркестр, как работают солисты, как работают наши юные артисты балета, ученики хореографического колледжа,  —  мы порадуем наших зрителей». 

«Театр музыкальной комедии традиционно облегчает спектакли, делается много купюр‎, — продолжает Владимир Алексеевич.  — Конечно, и в нашем случае далеко не весь музыкальный материал вошел в постановку, но основные драгоценности, которые заложены в этой партитуре, к счастью, сохранились. И в исполнении нашего мощного оркестра, нашего хора, наших солистов-вокалистов, среди которых появляются и новые, незнакомые публике имена, а отчасти и сюрпризы, когда певец, известный публике по другим жанрам, исполняет заглавную партию, наш «Мистер Икс» приобретает совершенно оригинальное звучание. Думаю, что для публики это открытие‎».

«Мы  делаем всё, чтобы дать зрителю качественный продукт, ‎ — обещает исполнитель партии Мистера Икс Эдуард Жагбаев, ‎ — потому что главный человек в театре — это всё-таки зритель, и без него наша деятельность лишена смысла. Мы служим зрителю».

Премьерные показы спектакля прошли 24 и 25 января 2023 года с огромным успехом. 5 марта для зрителей вновь споют Билигма Ринчинова и Эдуард Жагбаев, Дина Санданова и Чингис Иванов, Оксана Хингеева и Галсан Ванданов, Максим Санкиров, Евгений Островский и другие артисты. Шоу должно продолжаться.

Автор: Динара Трегубова, старший научный сотрудник ИНИОН РАН

_____________________________________________

Справочная информация:

Мистер Икс

Оперетта в двух действиях 

Композитор — Имре Кальман

Либретто Юлиуса Браммера и Альфреда Грюнвальда

Русский текст Александра Прейса и Николая Янета

Стихи Александра Прейса и Ольги Фадеевой

Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минут

Возрастной ценз: 12+

Художественно-постановочная группа:

Музыкальный руководитель и дирижер — Владимир Рылов

Режиссер-постановщик — Алла Семак

Главный хормейстер — Валерий Волчанецкий

Ассистент режиссера — Дина Орлова

Хормейстеры — Евгения Сулейманова, Майдар Дамбаев 

Балетмейстер — Александр Курбатов

Художник по костюмам — Татьяна Тышкенова

Художники по свету — Владимир Цыбиктаров, Алексей Амбаев

Звукорежиссер — Марина Иванова

Ответственный концертмейстер — Виктория Винс

Обсуждение закрыто.