Михаил Пирогов: «Он не хотел ее убивать»

8 октября на сцене Бурятского театра оперы и балета состоится показ оперы «Кармен» Жоржа Бизе, главные партии в которой исполнят народная артистка РБ Ольга Жигмитова и заслуженный артист РБ, солист Красноярского театра оперы и балета и Новосибирского театра оперы и балета Михаил Пирогов.

Михаил, вы исполняете партию Дона Хозе на протяжении пяти лет. Меняется ли ваше отношение к вашему герою за это время?

— Конечно. Ведь оперный артист со временем сам приобретает новый жизненный опыт, новые эмоции. Вместе с артистом растет и его герой. Единственно сохраняются определенные штампы характера героя согласно произведению.

Симпатизируете ли вы своему герою или осуждаете?

— Если взять новеллу Мериме, то Хозе в ней очень суровый. В его характере нет той лиричности и романтичности, как у Бизе в опере. Симпатизировать ему сложно. Можно только сопереживать тому, как сложилась его судьба, с какими обстоятельствами ему пришлось столкнуться.

Как вы считаете, это вина Кармен, что его судьба так трагически завершилась? Что он превратился из защитника закона в разбойника и убийцу?

— Обвинять кого-то в чем-то ни в коем случае нельзя. У каждого было право выбора. Здесь все на самих героях сосредоточено. Конечно, есть влияние определенного рока, судьбы, но перекладывать полную ответственность героев за принятие решений на фатальную предопределенность будет ошибочно.

Можно ли сказать, что главный герой на самом деле Дон Хозе, а не Кармен? Ведь именно его образ претерпевает психологическое и музыкально-драматическое развитие.

— Все-таки главная героиня – это Кармен. Она эпицентр всего происходящего в опере. Человек, который влияет на всех остальных героев. У Мериме она замужем, но ее муж сидит в тюрьме. Благодаря своему влиянию на окружающих она организовывает ему побег из тюрьмы, смело заводит отношения с разными мужчинами, использует все возможные средства на благо своей банды. Люди становятся инструментами в ее руках, в том числе и Хозе. В оригинальной новелле Хозе убивает ее мужа и остается с Кармен, но все равно заканчивает трагически. А в опере это лирический персонаж, который влюбился так сильно, что ради любви бросил службу, невесту, семью. После того, как Микаэла забирает его оттуда, Хозе, наконец, понимает, что из себя представляет Кармен и что она никогда не полюбит его. Он опускается на дно, разочаровывается в жизни, теряет смысл и цели. Он не хотел ее убивать. Это произошло в состоянии аффекта, и он сожалеет об этом. У жителей Наварры в те времена не было разводов. В случае, если жена хотела оставить мужа, он ее просто убивал. Так что финал оперы – это не нагнетание драматизма, а иллюстрация вполне реальных обычаев.

Кармен – это образ свободы?

— Свободы там точно нет. В Кармен можно наблюдать талант иметь женское влияние на мужчин. Это как талантливые чиновники, политики, артисты, в которых видно врожденное призвание к профессии. В образе Кармен мы видим проявление характерной для цыганки свободы выражать себя, но как таковой свободы у нее нет.  Она постоянно решает проблемы и задачи, которые ставит сообщество ее единомышленников. Освободить узников, преодолеть преграду, избавиться от контрабанды, — все, что она делала, подчинялось целям и выгодам банды.

Ее способность рисковать ради других, жертвуя своей жизнью, можно назвать любовью?

— Нет. Она не любила ни мужа, ни Хозе. Какая-то определенная преданность в ней присутствует, но это точно не любовь и не ощущение свободы.

Билеты на спектакль можно приобрести по ссылке, в том числе по «Пушкинской карте», и по телефону 21-36-00.

Напоминаем, что в соответствии с действующими ограничениями в Республике Бурятия при входе вместе с билетом нужно предъявить ОДИН из следующих документов в ЛЮБОМ ВИДЕ (QR-код или бумажный носитель):

• Сертификат вакцинации от COVID-19

• Отрицательный результат ПЦР-теста на COVID-19 (сданный не ранее чем за 72 часа до мероприятия)

• Справку о перенесенном COVID-19 за последние полгода

• Справку о медицинском отводе от вакцинации

Спасибо за понимание!

Обсуждение закрыто.