Май Богданов: от железнодорожника до музыканта

21 мая исполнилось 90 лет старейшему музыканту в республике Маю Петровичу Богданову. Коллеги по оркестру съездили к нему в гости, чтобы поздравить юбиляра, а заодно и побеседовать о его творческом пути.

Май Петрович работал в оркестре до 85 лет! Наверное, это рекорд в Бурятии. Со слов самого юбиляра заниматься музыкой он начал в кружке еще в 1941 году, когда поступил на учебу в железнодорожное училище, чтобы получить специальность машиниста. Руководил кружком Дмитрий Иванович Дмитриев, который приехал в Улан-Удэ для подготовки к первой Декаде бурят-монгольского искусства в Москве в 1940 году. Приехал он из Ленинграда, после начала войны решил остаться здесь.

— В кружке я сначала за трубу схватился. А Дмитрий Иванович посмотрел на меня, проверил слух, сказал тебе лучше вот этот инструмент. А валторна большая, закрученная, если ее распрямить, пять-шесть метров в длину, наверное. Уговорил меня заниматься на валторне, хотя я тогда и не знал что это такое. В кружке тогда занималось человек пятнадцать, за полгода, год Дмитрий Иванович научил нас играть марши, музыку для танцев.

Закончил учебу Май Петрович в сорок третьем, начал трудиться. Сначала кочегаром на паровозе, потом помощником машиниста, там уже стало некогда заниматься музыкой. Но позже все-таки нашлась возможность, и новоиспеченный железнодорожник продолжил занятия на валторне.

Мать Мая Петровича рассказывала внукам, что он с детства хорошо пел. Семья жила на улице им. Фрунзе, когда он начинал петь, было слышно по всей округе, и соседи говорили: «А-а, это наш Майка поет!».

В 1944 году молодой железнодорожник становится артистом хора театра оперы и балета. И уже певец хора – тенор Май Богданов запевал в опере «Евгений Онегин» в хоре и плясках крестьян «Болят мои скоры ноженьки»…

В 1945 в Улан-Удэ приезжала комиссия из свердловской консерватории для поиска талантливых ребят. Успешно прошедший прослушивание Май Богданов отправляется на учебу, но еще до начала обучения он теряет голос и руководство консерватории направляет его на обучение игре на валторне. Еще человек десять выехало на учебу их Бурятии в свердловскую консерваторию, среди них была, ставшая знаменитой певицей, Чимита Шанюшкина. Уровень подготовки бурятского музыканта к началу учебы оставлял желать лучшего, но к третьему курсу некоторых сокурсников Май догнал, а кого-то и перегнал в учебе.

С 1945 годы валторнист Богданов приступает к работе в Бурятском театре оперы и балета. В те годы оркестром руководил дирижер Тимофеев. Первый спектакль, в котором сыграл Май Петрович — «Травиата» Верди. Самым любимым для исполнения стал балетный спектакль «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова. Коллеги рассказали Маю Петровичу об обновлении его любимого балета, о записи фонограммы на студии в Мосфильме.

Профессиональная жизнь музыканта была очень насыщенной – кроме работы в оркестре театра, он преподавал в музыкальном училище. Многие его ученики работают в театре артистами оркестра. Май Петрович был ответственным секретарем Союза композиторов Бурятии, членом Правления и ответственным секретарем Бурятского отделения Всесоюзного театрального общества (ВТО).

Желаем нашему юбиляру крепкого здоровья, благополучия и счастья!

Ольга ШАГЛАНОВА

Добавить комментарий