Обладатель гран-при VI-го международного конкурса молодых оперных певцов имени народного артиста СССР Кима Базарсадаева «Мужские голоса» получит специальный подарок — нож от российского оружейника, скульптора, художника и ювелира, заслуженного художника Республики Бурятия Жигжита Баясхаланова.
Богатое орнаментальное решение отличает нож «Бурятский». Декоративное оформление, включающее рельефные изображения буддийских символов, уравновешено гладкой поверхностью на рукояти и ножнах.
Кольцо на навершии рукояти, покрытое растительным узором, оплетающим прямые линии, повторяется трижды, служа ритмическим элементом композиции. В этой же функции выступают до блеска отполированные части ножен и рукояти. Присутствие парных фрагментов связывает изделие, придавая целостность отдельным изобразительным звеньям.
Помимо кольца с растительно-геометрическим орнаментом, ножны украшены образом льва, благопожелательной композицией с рыбами и драконом.
Лев является одним из символов Будды Шакьямуни, иначе Шакьясикха — «лев из рода Шакья». Стилизованное изображение животного украшает ножны. Этот благоприятный образ, сочетающий царственность и мудрость, олицетворяет защиту буддийского учения. Грозный оскал льва — не признак враждебности, но жест протекции: на востоке изображение головы хищника часто выступает в роли оберега.
Благопожелательная композиция включает несколько значимых буддийских символов. Чаша с раковиной — это подношение благим духам. Раковина, закрученная вправо, — священный предмет буддизма. Редко встречающаяся в природе, она отождествляет благое направление: среди восьмидесяти признаков Будды имеется указание на то, что он поворачивает только вправо, а из тридцати двух признаков Будды следует, что волоски на его теле закручиваются направо. В том же направлении по небу перемещаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.
В древнем эпосе раковина служила горном, чей звук провозглашал победу над недругами, отгонял злых духов и природные катаклизмы. Она отождествлялась с учением Дхармы, её распространением по всему свету.
Золотые рыбки обозначают избавление от страданий и духовное просветление. Человек, постигший учение, минует препятствия, влекомые земными привязанностями. Его дух и разум столь же свободны, как и рыбы в воде.
Колесо Дхармы — один из древнейших буддийских символов. Оно воплощает учение, а его стремительное вращение — трансформацию человека, порождающую отказ от тьмы неведения и стремление к просветлению. Восемь спиц в колесе соотносятся с восьмеричным путём благородных существ, следование которым приводит к достижению духовных целей.
Внизу ножны украшает растительная композиция и бесконечный узел. С обратной стороны изображён дракон, парящий над горными пиками. Его змееподобное тело извивается, скользя меж воздушных потоков. Короткие завихрения, служащие фоном основной фигуре, воплощают ветер и облака, сквозь которые летит мистическое существо.
Стоит отметить искусность, с которой исполнен подвес для ножа. Его основу представляет медальон. С одной стороны его прорезает рисунок с изображением юрты, гор и клубящихся облаков. По центру расположен круг, за которым находится объёмная фигурка коня удачи — символа распространения буддийского учения, и его дара — просветления, избавляющего от мучений. С обратной стороны подвеса изображён лотос — цветок чистоты — и возвышающиеся над ним драгоценности. Драгоценности, составленные горкой, встречаются на многих композициях, воплощая не только богатство и изобилие, но и целебные свойства. Последние напрямую связаны с восточной медициной, в которой растёртые в порошок драгоценные и полудрагоценные камни используются для создания таблеток и пилюль.
При изготовлении ножа использованы различные материалы: клинок — сталь D2; рукоять и ножны — палисандр; элементы декора — бронза с гальваническим серебрением, натуральная кожа; футляр — дерево.
Нож «Бурятский» относится к числу изделий, требующих внимательного и вдумчивого осмотра. Богатство орнаментальных мотивов приближает его к традиционным произведениям декоративно-прикладного искусства, созданным бурятскими мастерами. Вместе с тем присутствие поверхностей, лишённых рисунка, облегчают визуальное решение ножа. Чистота материала позволяет сосредоточить внимание на важных художественных элементах, сохраняя остроту восприятия. В этом проявляется современный характер изделия, стремление к ясной форме, присущее Жигжиту Баясхаланову.
Конкурс пройдет с 20 по 22 апреля и завершится гала-концертом, в котором примут участие лауреаты и дипломанты конкурса, а также — члены жюри народная артистка Монголии Эрдэнэтуя Балгансурэнгийн, народный артист России Владимир Ефимов (Красноярск), заслуженный артист России Дамба Занданов, дети К.И. Базарсадаева народная артистка Бурятии Эржена Базарсадаева и заслуженный артист Бурятии Саян Базарсадаев, внучка прославленного певца Арюна Базарсадаева, лауреаты детского вокального конкурса имени К.И. Базарсадаева Алина Петрова и Евгений Аюшеев.
Билеты на Гала-концерт, который пройдет 22 апреля, доступны по ССЫЛКЕ и по телефону 21-36-00. Концерт участвует в программе «Пушкинская карта».