Лия Балданова: «Не всё приходит сразу, надо начинать с низов — это закаляет»

Звезда балета Бурятии поведала в интервью «Байкал-Dailу» о своих детских мечтах и о том, как попала в театр, пройдя тернистый путь к успеху 

Солистка балета Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Цыдынжапова Лия Балданова поделилась в эксклюзивном интервью с «Байкал-Dailу» своей историей карьеры. 

— Вы уже много лет на сцене театра, поделитесь интересными моментами и историями, с которыми столкнулись в ходе работы. 

— Всё самое интересное происходило, как только я устроилась на работу в театр — в первый же год. Окончив училище, сразу устроилась на работу. К сожалению, тогда я была очень молодой и «зелёной». Иногда во время выступления выходила на сцену не вовремя. Мои старшие товарищи могли подшутить надо мной, и сказать, что сейчас мне нужно красиво пройтись по сцене, и не важно, что там танцует главный герой – пусть зритель тебя запомнит! Такие казусы часто происходили.

Иногда балерины нашего театра не хотели надевать костюмы славянок, потому, что нужно было танцевать на пуантах, а так как я пришла в первый год, мне сказали — будешь славянкой. Почти два года я надевала парик с белыми косами, выходила на сцену и танцевала русский народный танец. Все думали, почему она славянка? А сейчас я считаю, что всё нужно пробовать в этой жизни, через всё нужно пройти. Особенно когда ты становишься ведущей балериной. Не всё приходит сразу, надо начинать с низов — это закаляет. 

— Как складываются ваши отношения с коллегами?
 
— Ну, во-первых, у нас очень маленькая труппа. Практически всегда работаем в одном составе. Когда мы выезжали на длительные гастроли, всегда собирались в одной комнате, обсуждали мероприятия, несмотря на то, что апартаменты были небольшие. Мы как одна большая семья!
 
— Вам поступают предложения с гастролями за пределами республики? Выезжаете ли вы на эти гастроли?
— Когда есть возможность, мы отпрашиваемся на гастроли, потому как профессия — артист балета, всегда востребована. По всему миру «русский балет» распространён как некий бренд, который котируется. Он может гастролировать и собирать полные залы, потому что классика всегда востребована. «Лебединое озеро» будут любить и в Африке – это балет всех времён и народов. 
 

— Успеваете ли вы совмещать работу и семейные отношения? Ведь репетиции, выступления и гастроли отнимают немало времени. — Я считаю, что у артистов балета очень мало времени на личную жизнь. Как правило, потому что целый день артист находится в зале, готовится к одному спектаклю, затем к другому. Это отнимает массу времени и сил. Несмотря на всё, необходимо прийти домой, отдохнуть, подумать о спектакле. Иногда не знаешь, что происходит в республике, не знаешь, где находятся какие-либо магазины, не в курсе премьер в кинопрокате. Всё проходит мимо, потому что есть «театр», и ты просто выпадаешь из общественных рамок. Живёшь театром. 

Свободное время — понедельник, но и он иногда бывает занят. В выходной хочется отдохнуть. Просто посидеть, выспаться, покушать — расслабиться дома. Нужно отдохнуть как морально, так и физически. Настроиться на успех. Аплодисменты зрителей, их восторженные глаза, — вот для чего мы работаем каждый день. Иногда ко мне подходят дети и говорят, что тоже хотят стать балериной. В такие моменты, ты понимаешь, что делаешь всё не зря.

 
— Что вы чувствовали, когда впервые вышли на сцену?
 
— Когда я впервые вышла на сцену, я испытывала страх, забыла порядок движений. Однажды во время выступления, у нас не сошлось музыкальное сопровождение. Все артисты стояли в недоумении, преподаватели были в панике. Я несколько раз делала «арабеск» — это одна из основных позиций классического танца (с поднятой и вытянутой назад ногой). В этой партии «арабеск» должен был повториться всего один раз. И тут я услышала преподавателей: «Лия, Лия….. диагональ!» Бац…у меня вспышка, и я всё вспомнила. Чувство страха у меня присутствует всегда. Каждый раз, выходя на сцену, я переживаю.
 
— Вы с детства мечтали стать балериной?
 
— Нет, в юности я хотела быть медиком. Балериной стала абсолютно случайно. В детстве я была очень гибким ребёнком. По физической культуре в школе, у меня были самые лучшие результаты. Моя тётя сказала родителям, что я очень гибкая, а в Улан-Удэ как раз было училище. Туда меня привезли из Тынды, и я попала в первый тур. На тот период мне было 10 лет. Жила в интернате для междугородних детей. На выходные дядя и тётя забирали меня к себе. Я помню, в детстве мы постоянно занимались, и мне всегда очень хотелось кушать.
 
 

— Не задумывались ли вы о том, чтобы открыть свою собственную школу танцев и преподавать там? 

— Сейчас модно открывать школы танцев, но разница в чём? Кто-то открывает школу ради денег, кто-то для воспитания хороших танцоров. Это огромный труд. Необходима, как моральная, так и физическая выносливость. В балете одним словом, нельзя получить результат. Иногда нужно показать движение, иногда сказать что-то «строгое». Ребёнок может не выдержать. Мол, почему на меня педагог кричит? Но я считаю, что только таким методом можно добиться результата. Я на личном опыте через это прошла. Сейчас я понимаю, всё это было от сердца и любя, чтобы получить результат.

У каждого всегда свой выбор. У меня он стоял между: врачом или балериной. Я выбрала второе. Мне нравится выезжать на фестивали, танцевать. Это всё меня поглотило, и я стала балериной. Если я когда-нибудь решу открыть школу танцев, то я буду очень требовательным педагогом, настроенным на результат.
 
— Как вы видите себя через 10 лет? 

— Через 10 лет, я бы хотела сидеть в кресло-качалке на берегу моря, и писать свои мемуары. У меня бывали такие времена, когда я длительное время не танцевала, потому что мне хотелось других впечатлений. Как я помню, когда я уволилась из театра, два месяца я ничего не делала. Мне всё надоело, и я пошла, учиться на права. Через некоторое время я уехала в Европу. Франция, Бельгия… Я посещала музеи, мне хотелось новых ощущений. Ходила заниматься в Европейские труппы. Смотрела, как выстроена их система работы. Изучила их график и объём работы. Вскоре, я поняла, что лучше работать в театре, чем в труппе. Поскольку там артисты очень быстро изнашиваются. Предшествует этому сумасшедший график. Только два месяца они работают над одним спектаклем, затем в течение трёх месяцев артисты танцуют этот спектакль ежедневно. Театр — это другое. Тут есть опера, балет, есть концерты. Ты по-другому дышишь. А там работа – рутина. Театры России, отличаются от театров за границей. У них другая система. Если артисты балета выходят на пенсию, или у них травма, не позволяющая танцевать, то они переходят в административную работу театра.
Мой педагог всегда говорила танцевать в стенах родного театра, театра оперы и балета. Ведь здесь ты дома.… Поскольку русская школа балета — самая лучшая.
Но я не могу сидеть на одном месте. Люблю учиться, ходить по музеям. Мне нравится общаться с интересными людьми. Не люблю отдых на морях! Три дня, и мне уже скучно. Люблю гулять одна, искать что-то новое. Не могу больше 10 месяцев находиться в одном месте. Знаю испанский в совершенстве, изучила его за полгода. Когда я путешествую, он мне очень помогает, поскольку, почти везде работают выходцы из Южной Америки. Также я люблю смотреть футбол. Раньше я болела за Барселону, затем стала болеть за Реал. Сейчас я отошла от этого, не зацикливаюсь на одном.

Добавить комментарий