Лариса Барыкина: «Национальные традиции и фольклор — это основа самоидентификации человека»

Сегодня в двухцветном фойе Бурятского театра оперы и балета известный музыкальный и театральный критик Лариса Барыкина прочитала лекцию «Современный музыкальный театр: что происходит?»

«Искусство не может быть одинаковым в разных местах, — рассуждает о феномене национальной оперы критик Лариса Барыкина, — потому что в каждом краю свои традиции, своя ментальность, свое отношение к главным философским проблемам жизни. И, например, в Краснодаре или в Улан-Удэ нельзя ждать такого театра, который существует в столице. Это не плохо и не хорошо. Это данность. Потому что люди живут в определенном ментальном пространстве. С другой стороны, я считаю, что национальные традиции и фольклор, которым я много занималась в училище и в консерватории, — это основа самоидентификации человека. Это очень важно, потому что вся современная жизнь ведет к нивелировке, к стиранию всевозможных граней. А всё, что связано с традицией, ведет к индивидуализации сознания, к ощущению себя частью истории. Это великое дело‎». 

Лариса Барыкина приглашена как член жюри на финальный показ Конкурса на создание национальной оперы, который состоится 31 октября.

Из восьми композиторов, прошедших этап либретто, авторитетное жюри единогласно выбрало следующую тройку:

  • Демидова Елена Петровна, опера «Эреэхэн» (либретто Дондоков Б.Б.), г.Новосибирск
  • Дондоков Баир Бато-Дугарович, опера «Эреэхэн» (либретто Дондоков Б.Б.), г.Москва
  • Нестерова Светлана Владимировна, опера «Сказка о крыльях» (либретто Куприянова В.М.), г.Санкт-Петербург

С победителем будет заключен контракт на создание бурятской национальной оперы, которую представят зрителю в 2023 году к 100-летию Бурятии на сцене Бурятского театра оперы и балета.

На вопрос о профессиональном уровне конкурсантов критик ответила: «‎Трое финалистов, которых мы выбрали — это супер уровень. Посмотрим, как это всё будет звучать вживую. Главное, они очень разные. У меня такое ощущение, что выбор будет очень сложным. Потому что у каждой оперы есть свои сильные стороны. Что предпочесть? Но уровень будет высокий. Это я могу вам гарантировать».

Конкурс проводится впервые и организован с целью возрождения традиции формирования бурятского национального театрального репертуара, основанного на событиях из истории бурятского народа, бурятском фольклоре (сказка, легенда, эпос), а также биографиях выдающихся исторических личностей.

Среди членов жюри:

1. Григорий Овшиевич Корчмар, председатель жюри  — российский композитор и пианист, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Российского педагогического института им. А. И. Герцена, художественный директор международного фестиваля «Петербургская музыкальная весна», председатель правления Санкт-Петербургского Союза композиторов (с 2006 года).

2. Георгий Георгиевич Исаакян, член жюри  — российский театральный режиссёр. художественный руководитель, главный режиссёр Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац., президент Ассоциации Музыкальных Театров (с 2014 г.). Инициатор и руковдитель ежегодного Всероссийского фестиваля музыкальных театров «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» и премии «ЛЕГЕНДА».

3. Лариса Владимировна Барыкина, член жюри – музыкальный и театральный критик,  арт-директор Международного фестиваля «НА ГРАНИ». Член экспертных советов и жюри Национальной театральной премии «Золотая Маска». Член Правления и председатель секции критики Свердловского отделения СТД, член бюро правления СО Союза композиторов РФ. Руководитель Школы театральной критики при СО СТД.

4. Рылов Владимир Алексеевич, член жюри – художественный руководитель Бурятского государственного академического театра оперы и балета, народный артист Республики Бурятия, Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки.

5. Георгий Владимирович Албегов, член жюри — главный дирижер Бурятского государственного академического театра оперы и балета, выпускник Санкт-Петербургской консерватории.

Обсуждение закрыто.