«Красавица Ангара» из Бурятии очаровала москвичей

В Москве в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко 24 октября Бурятский театр опе­ры и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова показал обновленную версию легендарного национального балета композито­ров Бау Ямпилова и Льва Книппера «Красавица Ангара», балетмейстер-постановщик — Морихиро Ивата, сообщает газета «Бурятия».

С большим интересом и некоторым волнением я пошла на этот любимый родной спектакль. Помню ещё с детства сказочный балет «Красавица Ангара», какой красочный, волшеб­ный праздник был для всех нас! Блистали наши звезды Лариса Сахьянова и Пётр Абашеев! Балетная сказка о могучем, суровом Байкале, о любви его дочери краса­вицы Ангары к богатырю Енисею, злодее Чёрном Вих­ре, пытающемся разлучить влюблённых, и торжестве любви, завораживала зри­телей, уносила в волшебную страну красивых сказочных принцев и принцесс и обво­лакивала, дарила счастье наслаждения чудесными мелодиями.

Рождение профессионального балета

Первая простановка со­стоялась в феврале 1959 года. Создатели перво­начальной версии балета «Красавица Ангара» — ле­гендарный балетмейстер Игорь Моисеев и Михаил Заславский — поставили волшебную балетную сказ­ку на либретто Намжила Балдано, основанную на ле­гендах и сказаниях бурят­ского народа.

Музыкальная партитура балета композиторов Бау Ямпилова и Льва Книппе­ра наполнена чудесными мелодиями, где искусно сплелись европейские и восточные интонации. Темы балета очень яркие и за­поминающиеся. Каждая из них завораживает своей звучностью и красотой — и в мягких лирических инто­нациях в «Адажио» в дуэте Ангары и Енисея, и в энер­гично пульсирующих рит­мах с б езудержно с треми­тельным движением танца Чёрного вихря и его свиты.

Хореография балета была верна традициям академи­ческого балета с его клас­сическим танцем. Это был действительно первый на­циональный классический балет, гордость бурятского искусства, долгое время не сходивший из репертуара и ставший визитной карточ­кой Бурятского театра опе­ры и балета.

В 1959 году на Второй де­каде бурятского искусства и литературы в Москве на спектакле «Красавица Ан­гара» побывала знаменитая балерина Галина Уланова, она высоко оценила балет: «Я очень рада присутство­вать при рождении профес­сионального балета одного из народов нашей страны. Спектакль произвёл хоро­шее впечатление. Материал для балета выбрали инте­ресный – это что-то эпиче­ское, величественное, как сам Байкал. Балет оформ­лен очень красочно, по все­му чувствуется, что его со­здавали с любовью».

«Красавица Ангара» – единственный в стране национальный балет, удо­стоенный Государственной премии РСФСР имени М. Глинки.

И каждый раз, приезжая на гастроли в Москву, наш театр показывал балет «Красавица Ангара», и всег­да были восторг и восхище­ние публики.

И вот после долгого пе­рерыва наша балетная труппа представила мо­сквичам обновлённую вер­сию «Красавицы Ангары», которую воссоздал балет­мейстер-постановщик Мо­рихиро Ивата, худрук ба­летной труппы в Улан-Удэ, прославившийся как солист Большого театра. Премьера состоялась в прошлом теа­тральном сезоне.

Балет с национальным колоритом

Известно, что балет как жанр любят многие, а мо­сковские зрители — особые ценители, строгие и изба­лованные, воспитанные на лучших образцах россий­ского балета. Тем более ответственно выступать перед такой публикой. И я переживала за наших арти­стов. Полный зал зрителей, сидели даже на приставных стульях, и москвичи, и наши земляки. В зале присутство­вали и корифеи русского балета — народные артисты СССР Владимир Васильев и Борис Акимов.

Звучит знакомая музыка, открывается занавес, и мы видим свободную сцену без объёмных декораций, без бутафории. На заднике видеоизображение кра­сивой картины озера Бай­кал с волнующей в одной гладью, ярко расцвеченная красками розово-голубого рассвета над безбрежны­ми водами.

Видеокартины сменяются по ходу действия спектакля — то на голу­бой величавый подводный шатёр Байкала, то на ба­гровые всполохи во время танца Чёрного Вихря, то на красивый вид Байкала, спо­койно раскинувшего свои изумрудные воды. Боковые панели кулис расписаны сине-голубыми развода­ми, похожими н а пенистые волны.

На фоне живой картины Байкала в обновлённых красивых костюмах, близ­ких по стилю к прежним, сделанным художниками Тиминым и Шестаковой, балет с национальным ко­лоритом выглядит свежо и ярко. Новые технологии, использованные в декора­циях и освещении, создают атмосферу подводного цар­ства с лучами, пробиваю­щимися сквозь толщи воды.

Партию Енисея танцевал Булыт Раднаев, очень тех­ничный и романтичный. Не­вероятно эмоциональный, красивый и мужественный танцовщик вызвал восхи­щение. Ангара в исполне­нии Лии Балдановой была великолепна. Восторг вы­звала её лёгкость, гибкость, пластичность. Нежная, она блистала техникой, жен­ским обаянием и красотой. Одно только движение вол­ной пластичных рук сра­зу напомнило фирменную «сахьяновскую» волну, не­даром Лия любимая учени­ца народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой.

Роль Чёрного Вихря ис­полнял Баир Цыдыпылов, быстрый, динамичный, с жёсткой экспрессией, мощ­ными прыжками создал убедительный образ злого врага, мстительного и ко­варного. Японская бале­рина Токусима Саки в роли Горхон Ручейковны, подруги Ангары, показала хорошую балетную школу. Пластич­ная, нежная и заботливая наперсница Ангары понра­вилась всем зрителя.

Каждый номер солистов вызывал аплодисмен­ты. В се артисты были н а подъёме, танцевали легко, свободно, московская пу­блика приняла «Красавицу Ангару» овациями, крика­ми «Браво!». Обновлённый легендарный балет с при­менением компьютерных технологий и нового свето­вого решения стал намного современнее и не потерял своей уникальности. Поста­новочная группа — худо­жественный руководитель балета Морихиро Ивата (Япония), художник-поста­новщик спектакля, заслу­женный артист Украины Сергей Спевякин, художник по костюмам Алёна Бабен­ко — создали вполне со­временный с музыкальной и визуальной точки зрения спектакль, не потерявший при этом своей самобытно­сти и национального коло­рита.

Оркестр очень хорошо звучал, все мелодии и рит­мы, соло инструментов ис­полнены технически вполне достойно.

За дирижёрским пультом был дирижёр-постановщик спектакля Александр То­плов (г. Москва).

Зал овациями благодарил артистов, даря цветы полю­бившимся солистам.

Благодарность коллег дорогого стоит

После спектакля поздра­вили с успехом артистов во главе с Морихиро Ивата народный артист СССР Вла­димир Васильев, возглав­лявший Большой театр с 1995 по 2000 гг., и народный артист СССР Борис Акимов, заместитель председате­ля художественного совета балетной труппы Большого театра.

Поблагодарили ар­тистов за прекрасное вы­ступление, отметив высокий уровень хореографического мастерства и уникальность бурятского балета. Слова благодарности высказал президент Ассоциации му­зыкальных театров, заслу­женный деятель искусств РФ Георгий Исаакян:

«Как президент этого фестиваля я хочу поблагодарить вас за ваш труд, талант, за то, что очень многие впервые ус­лышали эту музыку сегодня и видели вас. Видели ваше искусство. Я как человек оперный, но безнадежно влюблённый в балет, счаст­лив, когда на этот фести­валь приезжают балетные спектакли, Улан-Удэ на этот раз приехал в таком гигант­ском составе. Я знаю, каких это усилий стоило, спасибо огромное, что поддержа­ли. И мы будем вас очень ждать на следующем на­шем фестивале».

« Я работал в Большом театре многие годы и десятилетия, почти два. И эти годы мы с Мо­рихито Ивата были вместе, я был его педагогом, и он был моим любимым уче­ником. И все партии и роли, которые он должен был де­лать, мы делали вместе с ним. И поэтому у него у же новые планы, он уже руко­водитель такого замеча­тельного балета, работает в таком замечательном те­атре. Я очень счастлив, что он держит высокий уровень. Это прекрасно! Мори, я тебя поздравляю, радуюсь твоим успехам! Всего вам самого доброго и процветания на долгие-долгие годы!», — поздравил Борис Акимов.

Владимир Васильев ска­зал: «А я в Улан-Удэ не был, но меня уже пригласили. Было ощущение, что я по­пал в детство, лет 60 тому назад таких спектаклей было много. Игорь Моисеев ставил спектакли во мно­гих национальных театрах. Но, честно говоря, ребята спасают положение, пото­му что они искренние и все действительно наполнены танцем. В балете повторы– повторы, у них цитат очень много. В от промелькнул «Бахчисарайский фонтан», вот «Спартак», вот что-то другое… Но я хочу поздра­вить труппу, потому что вижу потенциал. Они заме­чательно могут танцевать весь репертуар, который только у нас есть!».

Поздравила коллектив и главный редактор феде­рального журнала «Балет», заслуженный деятель ис­кусств РФ Валерия Ураль­ская: «Я хочу поздравить коллектив. По сравнению с тем, что я видела раньше, труппа стала очень профес­сиональная, знающая шко­лу, умеющая вести себя на сцене. Спектакль прекрасно оформлен, есть цветовое решение, вы все танцуете с удовольствием. Прекрасно, что театр сохраняет свои традиции. Традиции для театра очень важны, я вам желаю дальнейшего разви­тия».

Роза БУЛЫТОВА собкор газеты «Бурятия» в Москве

Добавить комментарий