К юбилею Леонарда Шоболова: Богатое наследие исполнительского мастерства Леонарда Шоболова
Мы продолжаем публикацию материалов о Леонарде Сергеевиче Шоболове, которому в наступившем 2018 году исполнилось бы 80 лет. Предлагаем вам статью Ревомира Гармаева.
БОГАТОЕ НАСЛЕДИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ЛЕОНАРДА ШОБОЛОВА
Вспоминая прошедшие годы, своих друзей из мира искусства не могу не вспомнить народного артиста республики, известного музыкального педагога Леонарда Шоболова, которому в эти дни исполнилось бы 75 лет. Его не стало три года назад. Но он оставил богатое наследие исполнительского мастерства, арии из опер, русские и бурятские песни и романсы, произведения наших композиторов, которым давал «путевку в жизнь». Его творчество сегодня остается достоянием благодарного народа, достойным сыном которого он был.
Наша дружба с Леонардом началась с 1957 году, когда он, еще учась в музыкальном училище им П.И. Чайковского, вернулся из Хабаровска победителем конкурса молодых певцов, посвященного Всемирному Фестивалю молодежи и студентов в Москве. Его педагог, известная певица, заслуженная артистка России Вера Дашиевна Лыгденова, будучи в театре одной из главных исполнительниц оперных партий, успевала уделять постоянное внимание творческому росту своих подопечных — Леонарда, Даши Самбоцыренова, Владимира Шагжиева и других. Ребята с большой радостью спешили к своему педагогу и в выходные дни, нередко занятия с ними она проводила дома.
К этим посещениям благосклонно относился и супруг Веры Дашиевны Лхасаран Линховоин, которого юные таланты боготворили, называли великим артистом, выдающимся певцом. И у самого Лхасарана Лодоновича были свои ученики, все они в последующие годы стали талантливыми певцами, а тут подрастала еще и своя дочь Дарима, в скором будущем ставшая известной всей России и за ее пределами концертмейстером, народной артисткой России, лауреатом Государственной премии нашей республики. Еще тогда, в самом начале — в 1959 году Леонард участвует во Второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве.
На всю жизнь Леонард запомнил своих педагогов, верно определивших дальнейшую его судьбу. Ему везло в жизни, после окончания музыкального училища Леонарда направляют на учебу с Ленинградскую консерваторию им Н.А. Римского-Корсакова, и здесь его педагогом был известным профессор Иван Иванович Плешаков, который помнил своих талантливых учеников из Бурятии — Лхасарана Линховоина, Владимира Манкетова, чуть раньше закончил учебу у Ивана Ивановича Ким Базарсадаев, будущий народный артист Советского Союза. Иван Иванович не скрывал своей радости, что к нему попал еще один талантливым юноша, на занятиях и после занятий он долго засиживался со студентом. И уже тогда Леонард заявил о себе как обладатель прекрасного голоса – баритона. И тут я вспомнил воспоминание другого певца нашего прекрасного баса Григория Тушемилова, он рассказывал: «Когда я приехал в Ленинград, услышал, как в консерватории многие говорят, что здесь учится один молодой певец из Бурятии с удивительным голосом, когда слушаешь его, кажется, что поет итальянец, что у него настоящее бельканто»… А это значит, певец свободно владеет всеми регистрами голоса, ему присущи легкость и красота звука, изящество и совершенство вокальных данных. Позже об итальянской постановке голоса певца Леонарда Шоболова напишет музыковед Надежда Цибудеева.
В годы учебы Леонарда в консерватории подошло время исполнить свой гражданский долг — его призывают на военную службу и зачисляют солистом Ленинградского окружного ансамбля песни и пляски, в составе ансамбля в трудные дни Карибского кризиса он был на Кубе и, возможно, кубинцы впервые услышали тогда романс Бадмы Балдакова «К любимой» («Уринхан гараараа хузуудээд» ..) на бурятском языке в исполнении Леонарда. После службы Леонард продолжил учебу в консерватории, в течение трех лет совмещая ее с работой в Ленинградской филармонии. В 1967 году участвовал во Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки. «Совместно с педагогом, — пишет Н.Ц. Цибудеева, — еще студентом подготовил ряд камерных программ из романсов Рахманинова, Шуберта, Шумана».
И в 1969 году наконец вернулся в родную Бурятию. На сцене оперного театра певец исполнил более 40 партии мировой, отечественной музыкальной классики, вместе с театром или группой артистов гастролировал по республике и по стране. Считал своей обязанностью давать творческие отчеты перед поклонниками его творчества, часто бывал на встречах в чабанских бригадах, на полевых станах у рыбаков Байкала, у лесорубов, и каждая такая встреча давала ему импульс к дальнейшему совершенствованию мастерства.
Помнится рассказ заслуженной артистки России Виктории Базаровой, проработавшей многие годы вместе с Леонардом. Мы еще студентами училища, — вспоминала она, — ходили на спектакли, в которых был занят Леонард. Неповторимо мягкий тембр голоса, прекрасная дикция, верные и точные движения в исполнении той или иной роли поражали нас. Как-то мы были на гастролях в городе Кемерово и когда мы не были заняты в спектакле решили сходить в театр послушать наших коллег из зрительного зала. В этот вечер в спектакле «Князь Игорь» партию Игоря пел Леонард Сергеевич. Во время антракта женщины, сидевшие недалеко от нас, обсуждали выступление наших артистов, восхищались нашими певцами. Но партию Игоря, говорили они, не может так петь нерусский певец. Заметив нас, они спросили, не знаем ли мы, какой национальности певец, исполняющий партию Игоря. Мы ответили, что это Леонард Шоболов — солист нашего театра по национальности бурят, народный артист нашей республики. Женщины от души порадовались, восклицали «Какой молодец!..»
Исполнительскую деятельность Леонард Сергеевич успешно сочетал с работой педагога, у него немало талантливых учеников, сегодня продолжающих искусство своего учителя, у него учились и стали мастерами оперы народный артист республики Баир Цыденжапов, заслуженный артист республики Батор Ванданов. Уж очень нравилось заниматься у педагога Шоболова любителю оперного пения врачу-психиатру Владиславу Смирнову, который выступает на больших концертах. У Леонарда Сергеевича удивительная способность открывать тайны певческого мастерства, поэтому каждый песец или певица перед ответственными выступлениями на конкурсах обязательно встречались с мастером, получали добрые советы
Помню обсуждение вопроса на бюро областного комитета партии о присвоении почетных званий работникам культуры. Среди них было представление Леонарда к званию «Народный артист Республики Бурятия». Первый секретарь А. У. Модогоев говорит: «Среди представлений есть документы на певца Шоболова. Он давно уже заслуженный артист, активно участвует в спектаклях, часто выезжает на село, родом из Джиды, бывает у чабанов. Специалисты говорят о его постоянном творческом росте, участвует в конкурсах певцов. В общем, молодец. Какие будут предложения?» Члены бюро поддержали это ходатайство, и вскоре вышел указ о присвоении ему почетного звания.
В жизни Леонард был добрым другом, спокойно, взвешенно оценивал различные житейские ситуации, не спешил делать скоропалительные выводы, но обязательно подскажет приемлемые решения. У них в семье всегда уютно, гостеприимно. Леонард был прекрасным кулинаром, из рубленого мяса готовил отличные буузы и угощал гостей. В свободное время, особенно в выходные дни, выезжал на рыбалку, удачливый рыболов, он частенько угощал нас свежей ухой. В осеннюю пору привозил с берегов Байкала чудесные грибы, и это всё наш друг юности известный артист Леонард Шоболов. Жаль, бесконечно жаль, что не дожил до заветного рубежа 75-летия, но все же по радио и телевидению по заявкам жителем республики звучит его прекрасный голос.
Ревомир Гармаев
Бурятия. – 2013. – 15 марта