К юбилею Ларисы Протасовой

В сентябрьские дни принимает поздравления с юбилеем народная артистка РБ, заслуженный работник культуры РФ, отличник просвещения РФ, профессор, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой «Педагогика балета» ВСГИК Лариса Иннокентьевна Протасова.

 

Имя артистки балета Ларисы Протасовой впервые появилось на афишах Бурятского государственного театра оперы и балета в 1966 г., когда молодая балерина вернулась в родной Улан-Удэ после окончания Ленинградского хореографического училища им. Вагановой. Благодаря трудолюбию, настойчивости она достигла больших успехов в творческом росте, стала одной из ведущих солисток балета. Замечательные природные, музыкальные данные, широкие актерские возможности позволили ей создать колоритные, запоминающиеся образы в балетах «Эсмеральда» Ц. Пуни, «Жизель» А. Адана, «Дон-Кихот» Л. Минкуса, «Спартак», «Гаянэ» А. Хачатуряна, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Легенда о любви» А. Меликова, «Большой вальс» И. Штрауса, «Золушка» С. Прокофьева, «Красавица Ангара» Б. Ямпилова и Л. Книппера и многих других. Особенно запомнились партии, раскрывающие яркий характер, насыщенные внутренней психологической динамикой. «Постановка в 1972 году балета С. Прокофьева «Золушка» была заметным событием в жизни театра не только как удачное хореографическое истолкование партитуры классика советской музыки, но и как открытие для широкого круга зрителей дарования молодой балерины Л. Протасовой. Ее Золушка – образ пленительный и поэтичный, это юная романтическая душа, живущая предчувствием большой любви. Балерина привлекла симпатии зрителей цельностью этого лирического образа. … Восхищает ее искрометный темперамент в партии солистки в «Половецких плясках» («Князь Игорь» А. Бородина) и в балете «Испанские миниатюры», где Л. Протасова с необычайным блеском и выразительностью танцевала партию Цыганки» – отмечает известный музыковед О.И. Куницын.

В становлении юной балерины особый вклад внесла Елизавета Николаевна Громова, педагог одной из старейших русских балетных школ – хореографического училища им. А.Я. Вагановой. Именно благодаря усилиям Елизаветы Николаевны 10-летняя Лариса уехала учиться в Ленинград, именно благодаря ежедневным классным и дополнительным занятиям Елизавета Николаевна научила Ларису безукоризненно «чисто» исполнять бесконечных па, арабески, пируэты, сформировала у начинающей балерины умение ставить цель и настойчиво добиваться ее, ответственного отношения к выполняемой работе. Поэтому педагоги родной Alma mater позвонили в Министерство культуры Бурятской СССР и дали самые лестные характеристики педагогическому таланту Л. Протасовой. Лариса Иннокентьевна стала успешно совмещать исполнительскую деятельность с преподавательской, работая в Бурятском хореографическом училище.

За 40 лет педагогической деятельности в училище ею подготовлена целая плеяда талантливых танцовщиков, сделано 7 выпусков. Выпускники Л.И. Протасовой работают в Иркутске, Хабаровске, Улан-Удэ, Якутске, Кызыле, Петрозаводске, Хабаровске, Владивостоке, Москве, Санкт-Петербурге, Израиле, КНР, Южной Корее, имеют почетные звания России и Бурятии. Многие выпускники продолжили свое обучение в Академии Русского балета им. Вагановой, Московской государственной академии хореографии, на балетмейстерском факультете Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова.

Вместе со своими учениками Л.И. Протасова неоднократно принимала участие во Всероссийских и Международных конкурсах артистов балета. Так, Е. Шаляпина стала лауреатом VII Открытого конкурса артистов балета «Арабеск» (Пермь, 2002), В. Гусева и Д. Сдвижков – лауреаты 1-й и 3-й премий Конкурса хореографических училищ Сибири (Новосибирск, 2002).

Будучи художественным руководителем училища, Лариса Иннокентьевна вложила немало усилий в развитие исполнительных способностей своих воспитанников. На постановки «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. Чайковского, «Небесная Дева-Лебедь» А. Андреева (хореограф-постановщик Г. Майоров) стремились попасть многие горожане. Именно благодаря активной деятельности и успешному тандему художественного руководителя и директора училища Н.Б. Базарон эти спектакли были восторженно встречены не только во Владивостоке, Хабаровске, Чите, Иркутске, но и на острове Тайвань, где для китайских любителей балета было дано около 30 представлений.

Новой страницей в педагогической и творческой деятельности Ларисы Иннокентьевны стало создание кафедры «Педагогика балета» в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства. Помимо учебных занятий, у заведующего кафедрой Л.И. Протасовой появилось много новых забот. Необходимо было подготовить документацию для аккредитации и лицензирования новой специальности «Педагогика балета», оформлять новые профили «Педагог бального танца», «Педагогика современного танца», «Балетная педагогика», подготовить студентов для участия в творческих конкурсах, организовать обучение и быт студентов из Китая. Нужно было заниматься научно-исследовательской деятельностью, писать научные статьи, рабочие программы, методические рекомендации, принимать активное участие в научно-практических конференциях. Новые горизонты «кружили голову», но организованность, ответственность, заложенные еще в Ленинграде позволили постепенно решать возникающие проблемы. Успешно пройдены аккредитация и лицензирование новых специальностей в 2009 и 2013 гг., Б. Жамбалов, студент III курса стал победителем конкурса «Молодые дарования России» среди ВУЗов (2006), Б. Раднаев, студент III курса — дипломант I Всероссийского конкурса артистов балета им. Г.Улановой (Красноярске, 2008), ученица Л.И. Протасовой А. Кадрулева, являясь студенткой академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, завоевала Гран-при V международного фестиваля танцевального кино «Кинотанец» (Санкт-Петербург, 2006), стала лауреатом II Международного конкурса хореографов «Агон» (2007), лауреатом I Всероссийского открытого танцевального фестиваля «Альтернатива» (2008). За годы работы в ВСГИКе Лариса Иннокентьевна подготовила и издала методические работы и программы по дисциплинам «Классический танец и методика его преподавания», «Историко-бытовой танец и методика его преподавания», при этом учебно-методическое пособие «Классический танец» получило гриф Учебно-методического объединения высших учебных заведений РФ.

В ноябре 2007 г. Л.И. Протасова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца», которую подготовила под руководством В.Ц. Найдаковой, доктора искусствоведения, профессора, член-корреспондента Российской академии наук высшей школы. В этом году вышла в свет монография «Балетный театр Бурятии».

Коллектив Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. народного артиста СССР присоединяется ко всем поздравлениям с юбилеем и желает Ларисе Иннокентьевне всегда быть таким же творческим, энергичным и успешным человеком! Неизменного благополучия, нескончаемого потока изобилия, долгих лет жизни, полной радостных минут. Пусть каждый новый день будет полон блестящими победами и согрет теплом и любовью близких!

 

С. Самбуева, заведующая литературной частью БГАТОиБ

Добавить комментарий