Мы начинаем серию публикаций к 100-летнему юбилею Абиды Арсаланова.
Заслуженному артисту России Абиде Арсаланову – 75 лет. Застала я его на даче. Все такой же бодрый, легкая и быстрая походка, молодой голос. Человек без возраста, он весь в настоящем и меньше всего в прошлом. Так и хочется воскликнуть: «Быть не может! Никогда не поверю, что Абиде – 75!»
Прошлое… Оно, конечно, с нами. Задумавшись, Абида Арсаланович стал вспоминать тех, с кем встречался на своем артистическом пути, с кем пел, воскрешая в воспоминаниях многих и многих людей театрального мира.
Родился и рос А. Арсаланов в семье пастуха в с. Цокто-Хангил Агинского национального округа, среди близкого ему народа, с детства полюбил его песни, впитал в себя народные обычаи и традиции. А люди очень скоро заметили и его голос. Тогда, накануне первой декады бурят-монгольского искусства в Москве из всех районов Бурятии и соседних округов отбирали талантливую молодежь.
Оказавшись в театре, Абида должен был за короткое время овладеть новой для него наукой – постановкой голоса, музыкальной грамотой, сценическим искусством, наконец, русским языком.
В то время у колыбели бурятского музыкального искусства стояли видные мастера сцены и неутомимые энтузиасты своего дела, прекрасные педагоги Г. Цыдынжапов, П. Берлинский, В. Мидный, Н. Владимирский. Им обязан А. Арсаланов своим творческим взлетом. Театральная судьба артиста сложилась удачно. Первая оперная партия 20- летнего Абиды – это сказитель в онере М. Фролова «Энхэ-Булат-батор». Молодой певец справился с этой партией блестяще. До недавнего времени А. Арсаланов оставался единственным исполнителем этой партии. Помнится, выезжая на гастроли в Москву и Ленинград в 1982 году, театр был вынужден пригласить на партию сказителя А. Арсаланова, уже давно находившегося на пенсии.
Партия сказителя как бы сформировала певца и открыла для него дорогу к другим образам в национальном оперном репертуаре («На Байкале», «У подножия Саян», «Братья», «У истока родника» и др.). Композитор Д. Аюшеев, создавая свою национальную оперную трилогию, теноровую партию писал в расчете на вокальные данные А. Арсаланова.
Партия Ленского в опере II. Чайковского «Евгений Онегин» – первая классическая оперная партия певца. Нелегко дался ему образ Ленского в вокальном, да и актерском плане. И неудивительно, ведь перед ним был совсем иной интонационный строй, может быть, иной мир чувств, мыслей. Пришлось не раз перечитывать роман Пушкина, изучить клавир оперы, овладевать правильным произношением, прослушать записи многих прославленных исполнителей партии Ленского. Образ певцу удался, став впоследствии для него самым дорогим, самым любимым. Полюбили его Ленского и зрители. Не счесть, сколько раз звучал в спектакле «Евгений Онегин» серебристый лирический тенор Абиды Арсаланова.
После Ленского певец поет в других классических операх (молодой и старый Фауст, Альфред, Герцог, Владимир Игоревич и др.). Запомнился удивительно правдивый образ Юродивого из оперы «Борис Годунов» Мусоргского. А. Арсаланову был доступен весь лирический репертуар, он спел все вершинные партии лирического тенора и некоторые партии для драматического тенора. Это де Грие из «Манон Леско» и Собинин из «Ивана Сусанина».
Нельзя не сказать и о литературных способностях певца. Ведь это его перу принадлежит либретто комической оперы Б. Ямпилова «У истока родника» и пьесы «Пятый гвоздь в лесу», поставленной на сцене театра драмы имени X. Намсараева.
У Абиды Арсаланова нет высшего музыкального образования, была лишь кратковременная стажировка в Большом театре Союза ССР. Казалось, в его творчестве одна интуиция, порыв. Однако на самом деле все далеко не так. В своем искусстве А. Арсаланов жил по тем же законам высокого искусства. Думаю, что наши музыковеды возьмутся исследовать огромный труд артиста, творившего в годы становления бурятского музыкального театра. К сожалению, во времена А. Арсаланова не было конкурсов, артисты ждали своего признания.
Чимита Шанюшкина
народная артистка России
Шанюшкина, Ч. Ленский и Альфред, Фауст и Герцог [Текст] / Чимита Шанюшкина // Бурятия. — 1993. – 16 декабря.