К юбилею Абиды Арсаланова: «Абида Арсаланов, солист оперы, заслуженный артист РФ»

Мы продолжаем серию публикаций к 100-летию Абиды Арсаланова

Село Сокто-Хангил богато талантами. Один из них – певец-тенор, заслуженный артист Росийской Федерации, почетный член местного колхоза Абида Арсаланов.

Он родился в 1918 г. в семье скотовода Юмсэрэнэй Арсалана из жэнхэни-галзутского рода. Был четвертым из шестерых братьев и сестер. Певческий род его родителей – отца  и матери Цыремжит Цыденовой — щедро одарил Абиду красивым голосом – лирическим тенором. Детство прошло в улусе. Пас скот, ночами сторожил лошадей. Работал в колхозе на всех работах. Абида являлся неизменным участником художественной самодеятельности, неоднократно участвовал в смотрах художественного творчества в аймачном центре.

…Бурят-Монголия активно готовилась к первой декаде искусства и литературы в Москве. Нужны были молодые таланты. В аймаки были направлены артисты, музыканты для отбора молодежи. С этой целью в 1938 г. в Агу приехал артист Бурят-Монгольского драмтеатра Жугдур Пагбаин. Состоялась встреча его с Абида Арсалановым, во время которой последний пел и играл на лимбе. Пагбаин предложил юноше серьезно заняться музыкой.

А. Арсаланов был принят в подготовительную группу театрально-музыкального училища. Учился у известного в то время композитора П. Берлинского. Вскоре ему доверили участие в музыкальных спектаклях столичного театра в составе хора. Певец позже вспоминал, что первые годы работы в театре явились для него большой жизненной консерваторией. Под руководством опытных педагогов Д.Ф. Костина, Н.В. Владимирского, З.Н. Красовской изучал музыкальную грамоту, вокал и сценическую речь. Вскоре ему доверили исполнять партию старика-сказителя из оперы «Энхэ-Булат-батор» М.Фролова на либретто Н. Балдано.

В октябре 1940 г. Арсаланов в составе большой делегации выезжает в Москву на декаду бурят-монгольского искусства. 20 октября в концертном зале Большого театра молодой певец блестяще исполнил партию старика-сказителя. Восторженно была принята партия Хутармана (из драмы «Баяр») в исполнении певца. По итогам декады А. Арсаланов был награжден медалью «За трудовую доблесть».

Началась война, но А. Арсаланова не призвали в армию из-за слабого зрения. Он участвовал в спектаклях оперного театра, исполнял партии Ленского, Князя, Фауста в операх «Евгений Онегин», «Русалка», «Фауст».

В 1946 г. при Московской консерватории были открыты специальные курсы певцов. Абида Арсаланов в числе других молодых исполнителей из Улан-Удэ обучался у ведущих профессоров. Годы учебы в Москве значительно расширили кругозор певца, наполнили его творчество новым содержанием, новыми задачами. Арсаланов становится ведущим тенором в Бурят-Монгольском театре оперы и балета. Певец работает над созданием новых образов. Поет Альфреда в опере «Травиата» Верди, Арлекина в «Паяцах» Леонковалло, Синодала в «Демоне» Рубинштейна, Лыкова в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Даши в «Мэдэгмаше» Ряузова.

В 1955-1956 гг. Арсаланов вновь находится в Москве, на старших курсах консерватории. Его руководителем являлся опытный певец-педагог С.И. Мигай, под руководством которого изучал различные вокальные жанры, много работал над постановкой певческого дыхания, филировкой звука, вокальной техникой. Закончились годы учебы, начинается жизнь, интересная своими удачами и неудачами, радостями и трудностями. Певец являлся бессменным исполнителем теноровых партий в операх бурятских композиторов. Некоторые их них были написаны для Арсаланова в соответствии с его творческой индивидуальностью. Герои певца правдивы, жизненны и ярко национальны. Любимыми героями его являлись Долодэ в «Братьях» Аюшеева, Нарандай в опере «У истока родника» Ямпилова. Певец создал яркие образы Энхэ и Дархана в опере «Энхэ-Булад- баатар».

Во время 2-й декады в Москве были показаны два спектакля: «Побратимы» Аюшеева и «Князь Игорь» Бородина. В первом спектакле Арсаланов создает очень убедительный, полнокровный образ Демьяна, русского землепроходца. Владимир Игоревич – любимый герой певца. Голос певца звучит проникновенно, раскрывая красоту и глубину первого сильного чувства.

Георгиевский зал Московского Кремля. Слева направо: Абида Арсаланов, Гомбо Цыдынжапов с женой и сыном.

За последние годы своего творчества А. Арсаланов создал множество новых образов, как Юродивый в «Борисе Годунове», Де Грие в опере «Манон Леско», Надир в «Искателях жемчуга» и др. По существу певец спел весь лирический репертуар в театре. Будучи на пенсии, Арсаланов поддерживал тесную связь с родным коллективом. В 1989 г. 71-летний ветеран вместе с театром выезжал в Ленинград, где по-прежнему выступал с большим успехом.

Значительное место в творчестве Арсаланова занимала концертная деятельность. Он был известен как исполнитель народных песен. В программах его концертов встречаем песни старинные и современные, лирические и шуточные. Любил исполнять монгольские песни. Неоднократно бывал в Монголии с концертами.

Абида Арсаланов – автор более десятка песен, одноактных пьес, музыкальных комедий. Создал либретто к трем музыкальным комедиям («Проделки дядюшки Моргона» композитора Б. Ямпилова, «Несостоявшаяся свадьба» Ж. Батуева, «По новому пути» В. Маймескула).

В Арсаланове привлекали, прежде всего, чувство художественной правды, задушевный лиризм, которые гармонично сочетались с выдающимся вокальным дарованием и виртуозным мастерством. Чистота интонации, выразительность вокальной декламации и фразировки – все это дополнялось благородством и сценическим обаянием. Певец одинаково талантливо выступал и в оперных партиях, и как исполнитель народных песен.

Тамара Боржонова

Боржонова, Т. Абида Арсаланов [Текст] : солист оперы, заслуженный артист РФ / Тамара Боржонова // Выдающиеся бурятские деятели / Конгресс бурятского народа, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии. — Улан-Удэ, 2006. — Выпуск 7. — С. 50-52.

Добавить комментарий