К 125-летию со дня рождения Льва Константиновича Книппера

3 декабря 1898 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) родился замечательный советский композитор, Народный артист РСФСР, Заслуженный деятель искусств Бурятии, Лауреат двух Сталинский премий — Лев Константинович Книппер. Автор опер, балетов, кантат, 18 симфоний, концертов с оркестром, струнных квартетов. Он написал немало талантливых произведений, лучшие из которых стали русской музыкальной классикой.

Знаменитый американский дирижёр Леопольд Столовский назвал его песню «Полюшко — поле» на слова В. М. Гусева, получившую широкую известность после исполнения на открытии Первого всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Праге, «лучшей песней XX века»

Детство Льва Константиновича проходило в творческой атмосфере: в доме Книпперов устраивались музыкальные вечера, стояло фортепьяно, на котором его родители играли в четыре руки. Семья Книпперов внесла существенный вклад в развитие культуры. Его дядя — Заслуженный артист РСФСР Владимир Леонардович Нардов — был известным оперным певцом и театральным режиссёром, учителем Сергея Лемешева. Тётя — знаменитая актриса, Народная артистка СССР Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, была супругой писателя Антона Павловича Чехова.

Лев Константинович обучался в Николаевской Царскосельской гимназии и в Классической гимназии Екатеринославля (ныне Днепропетровска), а далее в Московской частной гимназии А. Е. Флерова. По окончании гимназии поступил в Московское Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана).

С 1922 посвящает себя преимущественно музыке.  Берёт уроки фортепиано у Елены Фабиановны Гнесиной и уроки композиции у Николая Сергеевича Жиляева, оканчивает курс гармонии у Рейнгольда Морицевича Глиэра.

В 1925 году состоялась первое публичное исполнение музыкального произведения Льва Книппера — сюиты для симфонического оркестра «Сказки гипсового божка». Надо отметить, что симфонии занимают первостепенное место в творческом наследии Льва Константиновича. Он придерживался стиля так называемой песенной симфонии, основанной на соединении массовой песни с методами симфонического развития.

Яркая особенность творческого облика композитора — его живой интерес к музыкальному фольклору разных народов. В его сочинениях звучат мелодии, в русском, белорусском, таджикском, крымско-татарском, киргизском, иранском и албанском характере.

Интерес к национальному колориту закономерно привёл Льва Николаевича и к бурятской музыке: в послевоенное время, когда встал вопрос о помощи начинающим композиторам Бурятии, в республику были приглашены Лев Книппер и Сергей Ряузов. С 1946 года они изучали национальную музыку и записывали народные мелодии. Познакомившись с бурятским фольклором, Лев Николаевич пишет симфоническую увертюру «Байкал» и четырехчастную сюиту «Курумкан», отразив в них свои впечатления от знакомства с Забайкальем, а далее «Бурятское скерцо».

В праздничный день 1 мая 1949 года впервые на сцене Бурятского театра оперы и балета была исполнена опера Книппера «На Байкале». В музыке оперы немало ярких страниц — оркестровая картина рассвета на берегу Байкала, улигер старого чабана Хонгора, «Ёхор» (большая танцевальная сцена с хором), лирический дуэт главных персонажей и другое.

Но подлинным шедевром стал балет Льва Книппера (в соавторстве с композитором Бао Ямпиловыв на либретто Намжила Балдано) «Красавица Ангара», премьера которого состоялась в январе 1959 года. Балет был восторженно принят зрителями и удостоен Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки. Это единственный национальный балет, поставленный за пределами Республики Бурятия (в городе Львове). Адажио из этого балета стало первой бурятской музыкой, прозвучавшей в Западном полушарии — на выставке ЭКСПО-67 в Монреале.

Более 60 лет не сходит со сцены этот легендарный спектакль, привлекая своей красотой и ярким национальным колоритом новые поколения зрителей. Он стал настоящим брендом Республики Бурятия, визитной карточкой Бурятского театра оперы и балета — это подлинный триумф великого мастера. И сегодня, отмечая 125-летний юбилей со дня рождения композитора, мы с трепетом и благодарностью произносим его имя и вспоминаем о его заслугах в культуре нашей республики.

Обсуждение закрыто.