Итоги Конкурса: Показ эскизов национальной оперы

Сегодня состоялась пресс-конференция, посвященная результатам Конкурса на создание национального оперного спектакля в рамках подготовки и проведения празднования 100-летия образования Республики Бурятия.

Первый заместитель министра культуры Николай Емонаков, директор театра Дмитрий Дылыков, художественный руководитель Владимир Рылов, заместитель директора Давид Дондупов рассказали об итогах Конкурса и ответили на вопросы.

— Данный конкурс проводится в нашей республике впервые. Это значимое событие для Бурятского театра оперы и балета и для культурной жизни Бурятии. Итоги финального этапа показали, что создание национальной оперы – это сложный, масштабный процесс, который требует совместных усилий команды профессионалов, — выступил с приветственным словом первый замминистра культуры Николай Емонаков.

31 октября состоялся показ финальных эскизов, где жюри в очно-заочной форме выбрали победителя. Им стала Светлана Нестерова, доцент кафедры композиции Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова с оперным эскизом «Сказка о крыльях» на либретто В.М. Куприяновой. В основу эскиза легла бурятская народная сказка «Легенда о девушке-лебеди» — «Хун-шубуун». В ходе дальнейшего обсуждения итогов Конкурса было установлено, что композитор Нестерова использовала для своего эскиза музыку своей ранее созданной оперы «Поди туда — не знаю куда». Это сочинение было исполнено в 2016 году в Санкт-Петербурге и получило признание. Приняв во внимание возникшую волну беспокойства в местном интернет-сообществе, Светлана Нестерова подала заявление о снятии своей кандидатуры. Таким образом, сочинением, которое театр принимает в работу, становится эскиз Баира Дондокова «Эреэхэн».

— После финала Конкурса с Баиром Дондоковым была достигнута договоренность о том, что его опера будет поставлена за счет средств театра и премьера состоится уже в декабре 2022 года. Буквально позавчера поступило заявление от Светланы Нестеровой о том, что она снимает свою кандидатуру. Мы экстренно собрали художественный совет и приняли решение, что в рамках Конкурса к 100-летию Республики Бурятия будет реализована постановка Баира Дондокова. На финальный показ была приглашена общественность — Союз писателей, Союз композиторов, Союз театральных деятелей, историков и всех, кто неравнодушно относится к бурятской культуре, — пояснил директор Дмитрий Дылыков.

Дмитрий Артамонович поблагодарил преданных зрителей за внимательное изучение Положения о Конкурсе и обещал, что все замечания будут приняты в работу:

— Огромная благодарность нашему культурному сообществу, что вы не просто сидите и наблюдаете, а имеете свое мнение и принимаете участие. Это действительно масштабная работа для театра. Ведь до сих пор в репертуаре театра всего одна национальная опера «Энхэ-Булат батор», которая снова прозвучит в феврале 2022 года. И конечно, в связи со сложностью процесса постановки могут быть допущены различные технические моменты.

Художественный руководитель Владимир Рылов дал свою оценку финальному эскизу Баира Дондокова:

— Директор имел общение с Баиром Дондоковым о том, как двигать это сочинение, что может послужить для усиления деталей драматургии. Мне показалось, что для этого мощного потока, демонстрирующего движение бурятской делегации в Москву — уместно, чтобы для контраста появилась европейская музыка и средства современного воздействия на слушателей. Композитор предлагает использовать фонограмму с записью бурятских мелодий. Если композитор будет работать в содружестве с театром, тогда это сочинение будет иметь большой успех. Оно должно полюбиться прежде всего нами, исполнителями. И тогда постановке будет обеспечен зрительский успех.

Владимир Алексеевич ответил на вопрос о плагиате и объяснил, что нужно разделять понятия самозаимствования и плагиат, как использование чужой музыки, а также пригласил зрителей на Показ эскизов национальной оперы, который состоится 9 декабря в Бурятском театре оперы и балета:

— Стоит принять во внимание, что многие великие сочинения известных композиторов претерпевали различные редакции. Иной раз даже получали новые названия. П.И. Чайковский написал оперу «Кузнец Вакула», которая успеха ни у него, ни у постановщиков не имела. Неудовлетворённый её содержанием, композитор пересмотрел оперу, после чего она стала известна под названием «Черевички». Опера «Огненный ангел» Сергея Прокофьева недолго прожила под этим названием. Он создал на ее основе свою Третью симфонию, которая также претерпевала доработки. Если говорить о качестве самой музыки конкурсных эскизов, то я, как член жюри, могу утверждать, что все три сочинения закономерно и полноправно прозвучали на нашей сцене. Более того, мы приглашаем всех желающих прийти, послушать и получить свои впечатления. Возможно, после мы продолжим дискуссию, ведь театр – это место творчества. Наше совместное творчество, обсуждения дадут позитивные результаты.

Конкурс организован с целью возрождения традиции формирования бурятского национального театрального репертуара, основанного на событиях из истории бурятского народа, бурятском фольклоре (сказка, легенда, эпос), а также биографиях выдающихся исторических личностей.

Такой масштабный открытый конкурс проводится впервые в нашей республике. Общая сумма средств, запланированная на проведение Конкурса – 13 465 тыс рублей, в том числе на постановочные расходы и оплату гонораров постановочной группе. Из них 9 465 тыс. руб. — из федерального бюджета и 4 000 тыс. руб. — из республиканского. Средства финансирования распределяются на три года: 2021, 2022 и 2023 гг.

Билеты на Показ эскизов национальной оперы, который состоится 9 декабря в 18:30, доступны по ссылке, в том числе по «Пушкинской карте», и по телефону 21-36-00.

Обсуждение закрыто.