Итальянский триллер с монгольским привкусом («Газета номер один»)

Премьера одной из самых сложных по исполнению опер Верди «Бал-маскарад», которая состоялась на сцене театра оперы и балета, вышла громкой и яркой.

Спектакль готовили несколько месяцев приглашенные звезды из Санкт-Петербурга – от дирижера до костюмера, а на сцене блистали монгольские певцы Ариунбаатар Ганбаатар и Батчимэг Самбуугийн.

«Бал-маскарад» – двадцать третья опера итальянского композитора Джузеппе Верди. В центре повествования любовный треугольник шведского короля, который влюблен в жену своего друга, вся эта мелодрама приправлена политическим триллером из заговорщиков. По музыкальной палитре и психологической отдаче опера требует от театра напряжения всех сил. Поэтому не случайно, что к Верди в оперный пригласили именитых мастеров: в звездную команду вошли специалисты Мариинского театра: дирижер-постановщик Леонид Корчмар, художник-постановщик Сергей Спевякин, художник по костюмам Жанна Усачева.

Для убеленного сединами Корчмара это не первый визит в Улан-Удэ – знаменитый режиссер ставит уже четвертую оперу. «Бал-маскарад» стал для него самой сложной работой.

– Нужна смелость, чтобы взяться за такой репертуар, потому что Верди очень труден для исполнения. Он требует отточенного мастерства – актерского и вокального, огромной выразительности, чтобы показать все оттенки любви, ревности, страсти, – говорит в телеинтервью Леонид Корчмар.

«Бал-маскарад», или «БМВ», как уменьшительно-ласкательно называет его художественный руководитель бурятской оперы Дарима Линховоин, на сцене театра пытались поставить в далеком 1985 году, однако вершина творчества Верди отпугнула местных маэстро.

– Это совершенно четкая музыкальная драматургия. Верди делает это просто феноменально. Если ты точно прочтешь и поймешь все, то найдешь, чем наполнить паузы, – раскрывает сложности оперы в телеинтервью музыкант, концертмейстер и педагог Дарима Лхасарановна.

Отдельно нужно сказать о сценическом обрамлении спектакля, где ключевое действие происходит на бале-маскараде. Специально к премьере было пошито более ста костюмов, максимально приближенных к исторической реальности.

Кроме музыкальной палитры оперы нужно отметить интригующий сценарий. Действие происходит в Швеции, где король Густав тайно влюблен в Амелию, жену секретаря и друга Ренато. Королевский персонаж достался Михаилу Пирогову, который своей колоритной фактурой попадает в роль стопроцентно. А в момент его смерти и падения на сцене публика невольно вздрагивает, несмотря на условность красной повязки.

Ариунбаатар также блистает в роли рогатого друга Ренато. Его музыкальный диапазон Линховоин описала как «густой, тягучий отвар из шиповника», у Густаво голос, словно шампанское, а характер персонажа легкий и острый, такой же и звук. Добавляет перца в любовный треугольник яркая игра Батчимэг Самбуугийн, которая раскрывает всю сложность выбора женщины. При этом самые сложные задачи неожиданно ставятся перед пажем, который традиционно исполняют женщины. С комической роль блестяще справляется народная артистка Бурятии Билигма Ринчинова.

– Премьера удалась! – подчеркнул по окончании спектакля художественный руководитель театра Юрий Лаптев. – Мы по-честному сделали все, что могли. Премьера удается тогда, когда каждый человек на сцене и вообще в театре хочет, чтобы все получилось. Теперь спектакль вышел и живет своей жизнью. И его непременно надо смотреть много раз, потому что он, как и все творения, будет претерпевать какие-то изменения – как вино, которое каждый год прибавляет какой-то вкус.

Добавляет красок опере и игра светотеней – художник по свету Александр Романов расставляет акценты по актам. Если в завязке действие происходит в мрачных сумерках, то к развязке спектакля сцена преображается и становится дворцом, где происходит настоящий бал-карнавал.

Об успехе премьеры говорят и самые главные лица в театре – зрители. Почти полчаса восторженная публика стоя аплодировала артистам и не отпускала любимцев со сцены, усыпанной цветами.

Ссылки по теме:

Добавить комментарий