Историческая осень бурятского искусства

К 80-летнему юбилею Союза композиторов и I Декады Бурят-монгольского искусства в Москве.

Ровно восемьдесят лет назад, в октябре 1940 года, искусство Бурятии впервые заявило о себе на всю страну: в Москве прошла I Декада бурят-монгольского искусства. Она показала, что за два неполных десятилетия маленькая, но автономная республика способна отстроить свою систему профессионального искусства и доказала возможность взрывного роста и союзного размаха творческой стройки, на которую съехались специалисты со всей страны.

Композиторы Дандар Аюшеев, Жигжит Батуев, Бау Ямпилов и певец Бадма Балдаков во дворе Бурятского театра оперы и балета

Наиболее знаковыми итогами декады стали два события: решение о строительстве в Бурятии театра оперы и балета, и указ о создании в Бурятии Союза композиторов – одного из первых по стране. Это было не только символом признания, но и огромным авансом в дело культурного развития. То, что начал нарком Луначарский с его призывом в 20-е: «помочь в просвещению народов бывшей царской России, которые жаждали знаний, музыки, театральных зрелищ», продолжил Иосиф Виссарионович Сталин, делая государственную культурную политику локомотивом формирования новой духовности. И если «люди Луначарского»  считали себя первопроходцами музыкального искусства и на голом романтизме делали свою культурную революцию среди бескрайней степи (в их числе: пианистка В.Д. Обыденная, композиторы П.М. Берлинский, В.И. Морошкин, Н.Н. Тихонов, М.П. Фролов и другие) то вождь, провозгласивший театр и классическое искусство как доктрину формирования новой личности, сам раздавал указания о создании оперных театров, филармоний, творческих союзов и даже принимал участие в их работе.

И декада была одним из таких инструментов государственной политики, аттестатом творческой зрелости региона, и очень важно, что Бурятия, оказалась в списке первых довоенных декад, проведения которых удостоились только девять союзных республик и, как исключение, единственная наша автономная. Тем значительнее был успех, весомее последствия. И хоть завтра была война, но бурятские артисты осенью 40-го могли на равных разговаривать со всем цеховым братством СССР, ведь  у нас был свой театр и техникум искусств, профессиональные солисты и танцоры, симфонический и народный оркестры, хор и ансамбли, наконец, своя национальная опера и свой Союз композиторов, куда вошли тогда еще студенты композиторских факультетов Б.Ямпилов, Ж. Батуев, Д.Аюшеев и другие.

Последствия дней декады для республики оказались необычайно велики, и их исторические семена дают плоды по сегодняшний день. Во-первых, после октября 1940 года общество и власть в республике подняли классическое искусство на щит престижа Бурятии, и теперь работа по развитию музыкально-театрального искусства стали одним из приоритетных, а каждая последующая декада (дни культуры) самым важным отчетом республики перед страной.

Во-вторых, образовался плодотворный и исторический альянс оперного театра и Союза композиторов, которые следуя принципу «друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», пойдут дальше рядом, подпитывая и обогащая друг друга.

Каждый из композиторов-классиков считал делом профессиональной чести создать произведения для театра, в свою очередь, каждая оперная иди балетная премьера бурятского композитора становилась эпохальным явлением. Оперы БауЯмпилова и ДандараАюшеева, балеты Жигжита Батуева и балетные сюиты Гавриила Дадуева – все они написаны под конкретных исполнителей и музыкантов Бурятского театра оперы и балета. А песни БазыраЦырендашиева и ПурбоДамиранова, разножанровые сочинения Виктора Усовича — также все плод тесного творческого тандема солиста и композитора.

И в эти юбилейные дни, театр протягивает руку помощи своим давним друзьям, объявляя первый в истории профессионального искусства Бурятии открытый композиторский конкурс на создание национальной оперы и национального балета. Это будет, с одной стороны, шагом к осмыслению феномена бурятской музыки в современных реалиях, поиск актуального диалога со слушателем XXI века, а с другой стороны, сплетение временной нити, связывающей легендарные традиции прошлых лет и этнокультурные коды будущего.

Давид Дондупов
музыковед, член Союза композиторов России, заместитель директора БГАТОиБ

Добавить комментарий