Главный дирижер Бурятского театра оперы и балета Георгий Албегов поделился впечатлениями от нового места работы, будущими планами и взглядом на профессию.
— Как зародился ваш творческий союз с Бурятским театром оперы и балета?
— В начале прошлого театрального сезона меня пригласили в Улан-Удэ на звездный по составу Фестиваль оперы имени Лхасарана Линховоина дирижировать «Бал-маскарад». Потом последовало приглашение на «Риголетто». Видимо, совместная работа устроила обе стороны, раз меня привлекли к такому знаковому для театра событию, как конкурсный показ балета «Талисман» в Москве в рамках премии «Золотая маска».
— И все-таки «Талисман» в Москве давали в феврале, а на должность штатного главного дирижера вы заступили практически десять месяцев спустя.
— На самом деле, мы еще тогда обсуждали возможность моего появления в Улан-Удэ уже на постоянной основе, но вмешалась пандемия, поэтому наступила пауза. А уже конкретное предложение стать главным дирижером Бурятского театра оперы и балета поступило осенью.
— Быстро согласились?
— Советовался со своими опытными коллегами, но решение принимал сам. Приехал в прекрасную республику, очень гостеприимно и доброжелательно меня встретили.
— Географические факторы не смущали?
— Может, территориально мы находимся не так близко к европейской части, но расстояние не помеха творческому процессу или привлечению кадров. Насколько я вижу в коллективе театра хватает, скажем так, приезжих специалистов. И в оркестре, и в оперной и балетной труппах, и в других цехах. Не я первый так сказал, но музыка и искусство, действительно же, объединяют. Очень интересная работа, интересный театр. Рассчитываю, что наше взаимодействие станет настоящим, продуктивным тандемом.
— Есть расхожее мнение, что для дирижера возраст 50 лет считается молодостью. С позиции представителя профессии, который только подходит к третьему десятку, наверняка назовете указанную выше теории стереотипом?
— Не совсем. Это правда всегда была профессия второй половины жизни. Но сейчас она молодеет. Даже раньше поступать в консерваторию на оперно-симфоническое дирижирование можно было только с высшим музыкальным образованием, то в последнее десятилетие можно обойтись без него. Поэтому сейчас очень много специалистов, которые именно первое высшее образование на кафедре оперно-симфонического дирижирования. А непосредственно работа конкретного дирижера, не взирая на возраст, зависит от таланта, полученной базы знаний, сформировавшихся музыкальных канонов. Служение искусству подразумевает не только обеспечение музыкальной стороны, но и решение, в том числе, бытовых моментов в жизни театра и его артистов, в том числе артистов оркестра.
— Только есть же еще такое понятие как наигрыш.
— Конечно, вопрос опыта актуален, но не менее важные факторы – комплекс человеческих и музыкальных качеств, умение общаться с коллективом и способность принимать обдуманные творческие и другие решения, и, конечно, лидерские качества. Все это не зависит от возраста, что дает возможность проявлять себя в профессии дирижера в достаточно молодом возрасте.
— Дирижер – волевая профессия. Ваше лидерское кредо?
— Мягко, но беспощадно.
— Как изменится репертуарная политика театра с появлением нового главного дирижера?
— Акцент на популяризацию русской музыки. Европейская музыка, допустим, итальянская опера сейчас широко представлена, но русского репертуара недостаточно. В ближайшее время будем устранять сложившийся дисбаланс. Конкретные постановки будущего называть пока не буду, но стратегическая направленность такова.
— На вас еще возложена миссия по подготовке новых местных кадров.
— Важный момент. Хочется приносить пользу не только здесь и сейчас, но и влиять на будущее культуры Бурятии. Привлечение музыкантов в образовательную сферу и возможность попасть в оркестр нашего театра может стать хорошим подспорьем для решения такой задачи.
— Молодым театральным режиссерам свойственно уходить от классических форм, придумывать эксперименты. Можно представить, что наш оркестр будет играть, допустим, рок-баллады для условного Youtube-шоу?
— Я все-таки за рамки академической музыки выходить не планирую. Не вижу никакого смысла. Для подготовленной публики, а я знаю, что здесь зритель проявляет большой интерес к жизни театра, качественное исполнение хорошей классической музыки всегда будет актуально.
— Ваша должность подразумевает постоянное присутствие в Улан-Удэ?
— Конечно. Бурятский театр теперь мое основное место работы. Но, как и любой востребованный музыкант и артист, могу принимать приглашения на выступления. Рассчитываю, что такие будут поступать не только лично, но и всему нашему оркестру, ведь для музыкантов очень важно не вариться в собственном соку. Пока же такие процессы встали на паузу, знакомимся, работаем, репетируем, у нас готовятся спектакли, как балетные, так и оперные.
— Как далеко простираются ваши амбиции в Бурятском театре оперы и балета?
— Надо воплощать, а не обещать.