Галина Майорова: «Будь всегда такой же». Статья об Анне Сергеевне Архиповой.

Мы продолжаем серию публикаций, посвященную юбилею режиссера Галины Михайловны Майоровой, заслуженного деятеля искусств Республики Бурятия, статьей о народной артистке Бурятской АССР Анне Сергеевне Архиповой. Автор статьи и предисловия к публикации — Галина Майорова. 

Так уж случилось, что в начале творческого пути нашего театра, мы не имели своего профессионального концертмейстера. Это первый помощник дирижеру, когда он готовит очередную постановку, это первый друг и учитель солиста, который готовит свою партию. Но с приходом в театра в конце 60-х годов Анны Сергеевны Архиповой на три десятилетия вперед все изменилось. Обладательница абсолютного слуха и гармонического дара, блестящей музыкальной памяти, на протяжении десятилетий она заменяла многих приезжих концертмейстеров своею исключительной работоспособностью и отдачей. С ней в любом концерте певец мог чувствовать себя спокойно, она в зависимости от состояния голоса и здоровья певца могла мгновенно поменять тональность выше или ниже ничем не изменив замысел композитора. С ней театр на любых сценических площадках мог решать любые творческие задачи любой сложности. Народная артистка РБ Анна Архипова в истории нашего театра навсегда останется синонимом высокого профессионализма, таланта и ответственности.

БУДЬ ВСЕГДА ТАКОЙ ЖЕ

Анна Сергеевна Архипова. 1973 год.

Она пришла в театр, будучи совсем девчонкой, едва исполнилось двадцать. В это время в театре работал ее отец, артист оркестра. Аннушка — мы все так ласково называли ее — сразу же показала свой талант концертмейстера, пианиста с божьей искрой — это когда она с ходу, с голоса аккомпанировала, когда не было нот, тотчас транспонировала на любую высоту. В постоянно возникающих экстремальных ситуациях Анна Сергеевна постигала секреты вокального искусства и тонкости музыкального ансамбля, своим на редкость чутким ухом умела «поймать» и подсказать певцу и нужный нюанс, и выгодную фразировку. Она «дышала» вместе с певцом, а как это важно, знает тот, кто пел на сцене. В те далекие годы, тридцать лет назад, в театре работали наши первопроходцы оперной сцены – Абида Арсаланов, Вера Лыгденова, Надежда Петрова. Лхасаран Линховоин, Дина Кыштымова, Агнесса Бурлак, Георгий Храмов, Ирина Кузьмина, Юлия Данилова… От них, артистов с богатейшим творческим потенциалом, набиралась молодая пианистка драгоценного опыта, профессионализма, училась вдумчивому отношению ко всему, что представляет собой понятие «театр». Была интересная, увлекательная работа с дирижерами: Аюшей Арсалановым — над постановкой оперы «Искатели жемчуга» — одной из первых ее работ как концертмейстера, с Израилем Чудновским, гениальным дирижером, который творил с нашим оркестром что-то невероятное, например, в опере «Пиковая дама», с Владимиром Гореликом — в опере Хренникова «В бурю», с Иосифом Айзиковичем, со Львом Морозовским… Огромное значение для понимания сути и содержания сценического искусства дала ей работа с известными режиссерами Иосифом Тумановым, Романом Тихомировым, Юрием Петровым.

Галина Михайловна Майорова и Анна Сергеевна Архипова. 1976 г.

А сколько интереснейших поездок с сольными концертами Лхасарана Линховоина! А большая работа с Союзом композиторов — были представительные выездные композиторские форумы в разных городах тогда еще Советского Союза… Прекрасно помню длительную поездку в апреле 1974 года по телевизионным студиям городов Сибири, Поволжья и Средней Азии. Мы тогда показали детскую оперу «Чудесный клад» Бау Ямпилова и большой концерт бурятских певцов. В этой работе принимали участие Дугаржал Дашиев, Саян Раднаев, Лев Шагдыров, Юлия Данилова, Виктор Батуев, молодые солисты балета во главе с Петром Абашеевым, и за роялем — бессменная Анна Сергеевна. Мы тогда побывали в Новосибирске, Горьком, Уфе, Перми, Душанбе. Фрунзе, Алма-Ате, Ташкенте, Караганде, Целинограде, Семипалатинске. Аннушка и я как ведущая, по-моему, оставили половину своих волос от беспрерывной смены причесок через каждые один-два дня перед выходом в эфир. Зато и впечатлений, и воспоминаний — хватило надолго. Приятно и лестно было слышать слова восторга и удивления зрителей и работников студий мастерством и высокой музыкальной культурой наших певцов.

В эти годы на сцене театра шел такой репертуар, о котором мы сейчас боимся думать, и ежегодно к нему добавлялось по 3-4 оперных и балетных названия. Творческая жизнь кипела, бурлила, не давала стоять на месте, властно звала вперед, и в этом творческом водовороте шлифовались вкус и мастерство Анны Сергеевны как концертмейстера. Она работала с солистами, осуществляла вводы молодых исполнителей, готовила сольные программы певцов и активно концертировала: помню ее исполнение концерта Рахманинова с нашим оркестром.

Вместе с этим формировалась и просто человеческая личность со всеми своими достоинствами и недостатками, с радостями и надеждами, с ошибками и просчетами. Но, наверное, это и есть жизнь — принимать ее такой, как она есть, и стараться оставить свой неповторимый след в ее рисунке.

Бенефис народной артистки Бурятской АССР Анны Сергеевны Архиповой. 26 ноября 1995 г.

50 лет — это много или мало в жизни человека? Много — если так жить, чувствовать, столько пережить и перевидать; мало — если есть интерес к жизни, любовь к театру, благословенный опыт и неуемное желание участвовать во всем — и что касается театра, и детей, и внуков (у Анны Сергеевны двое взрослых сыновей), и многое, многое другое, что входит в объемное понятие личности.

Галина МАЙОРОВА, заслуженный деятель искусств РБ

Бурятия. – 1995. — 30 ноября. — С. 7.

Добавить комментарий