Драматург из Санкт-Петербурга  о  «Бальжан Хатан»: «И без перевода все понятно»

1 апреля состоится показ рок-мюзикла «Бальжан Хатан». Спектакль покорил сердца жителей Бурятии и гостей из разных регионов России. В феврале нашумевшую постановку посмотрела Надежда Кузнецова, драматург из Санкт-Петербурга, и  написала свой отзыв.

Торжество четырёх женщин

Рок-мюзикл «Бальжан Хатан» — первый национальный музыкальный спектакль для меня — театрального зрителя. Тем ценно первое впечатление.

Начинается спектакль — и глаза разбегаются! Театральное действо происходит сразу в нескольких плоскостях, яркий видеоряд национальные костюмы и стилизованные, брутальный грим, масштабные массовки с танцами, хором, где главные герои словно сияющие звезды. Зрителей сразу погружают в это буйство действия и красок. Главный цвет всё же красный, настраивающий на драматизм событий.

Музыка, свет, костюмы — всё подчинено созданию напряжения в зрительно зале. Хотя в актёрской игре есть элементы иронии и гротеска.

Главная героиня Бальжан Хатан — предводительница хори-бурят, притягивает взоры. Женщина, ставшая национальной легендой, отдавшая свою жизнь за народ.

Героиня легенд Бальжан жила в жестокий век средневековья (в разных источниках события происходят с  XIV по XVI века).

Либретто, написанное Надеждой Мунконовой, выводит историю Бальжан Хатан за временные рамки, как любая героическая драма — она вне времени, близка нам, современникам.

Как и грандиозная музыка Сарантуи Жалцановой-Дмитриевой, способная волновать, восхищать, страдать и очищать души.

Драма развивается по своим законам. И всё же надо отметить режиссерские находки, органично украшающие спектакль: параллельное действо на экране — Бальжан и Дай Хун тайджи и их танцующие души, а также решение женского празднества с белыми лентами.

Бурятский язык поддерживает аутентичность действия. На верхнем экране появляется перевод, но не отвлекает, хотя и без перевода все понятно зрителям. 

А кто же те четыре женщины, чьё торжество провозглашено в названии этой рецензии?! — Бальжан Хатан, Сарантуя Жалцанова-Дмитриева, Надежда Мунконова и, конечно, Муза! Замечательный творческий союз!

В последние годы представители театра, кино, мультипликации обратили свои взоры на фольклор, исторические события народов нашей страны — и это правильная тенденция. Представители культуры Бурятии — молодцы, что исследуют свою национальную идентичность, делают акцент на традиционные семейные и родовые ценности.

Как приятно мне, гостю из Петербурга, видеть в театре людей в красивых национальных одеждах. Это значит, что чувство родины, любовь к бурятской истории и культуре живёт в людях, а, значит, будет передаваться детям, внукам и правнукам.

Автор: Надежда Кузнецова, писатель, драматург, педагог, член Союза писателей Санкт-Петербурга и Гильдии Драматургов России, руководитель ЛИТО Кировского завода.

Премьера  рок-мюзикла «Бальжан Хатан» состоялась 16, 17 июня 2022 года. Спектакль создан  при поддержке Министерства культуры Бурятии  с целью поддержки, сохранения и развития бурятского языка и культуры, а также  — с целью привлечения молодежи. По словам автора проекта Олега Юмова, эта история о женщине, которая ставит интересы своего народа выше своих личных интересов, отзовется в сердце представителя любого поколения.

Рок-мюзикл «‎Бальжан Хатан»‎ — это легенда о предводительнице хори-бурят,  рассказанная современным музыкальным языком. Произведение будет исполнено солистами оперы и хором Бурятского театра оперы и балета в сопровождении симфонического оркестра. В постановке задействованы артисты балета.

Билеты в продаже на сайте uuopera.ru  и в кассе театра. Действует «Пушкинская  карта».

Возрастной ценз: 6+

Обсуждение закрыто.