1 апреля состоится показ рок-мюзикла «Бальжан Хатан». Спектакль покорил сердца жителей Бурятии и гостей из разных регионов России. В феврале нашумевшую постановку посмотрела Надежда Кузнецова, драматург из Санкт-Петербурга, и написала свой отзыв.
Торжество четырёх женщин
Рок-мюзикл «Бальжан Хатан» — первый национальный музыкальный спектакль для меня — театрального зрителя. Тем ценно первое впечатление.
Начинается спектакль — и глаза разбегаются! Театральное действо происходит сразу в нескольких плоскостях, яркий видеоряд национальные костюмы и стилизованные, брутальный грим, масштабные массовки с танцами, хором, где главные герои словно сияющие звезды. Зрителей сразу погружают в это буйство действия и красок. Главный цвет всё же красный, настраивающий на драматизм событий.
Музыка, свет, костюмы — всё подчинено созданию напряжения в зрительно зале. Хотя в актёрской игре есть элементы иронии и гротеска.
Главная героиня Бальжан Хатан — предводительница хори-бурят, притягивает взоры. Женщина, ставшая национальной легендой, отдавшая свою жизнь за народ.
Героиня легенд Бальжан жила в жестокий век средневековья (в разных источниках события происходят с XIV по XVI века).
Либретто, написанное Надеждой Мунконовой, выводит историю Бальжан Хатан за временные рамки, как любая героическая драма — она вне времени, близка нам, современникам.
Как и грандиозная музыка Сарантуи Жалцановой-Дмитриевой, способная волновать, восхищать, страдать и очищать души.
Драма развивается по своим законам. И всё же надо отметить режиссерские находки, органично украшающие спектакль: параллельное действо на экране — Бальжан и Дай Хун тайджи и их танцующие души, а также решение женского празднества с белыми лентами.
Бурятский язык поддерживает аутентичность действия. На верхнем экране появляется перевод, но не отвлекает, хотя и без перевода все понятно зрителям.
А кто же те четыре женщины, чьё торжество провозглашено в названии этой рецензии?! — Бальжан Хатан, Сарантуя Жалцанова-Дмитриева, Надежда Мунконова и, конечно, Муза! Замечательный творческий союз!
В последние годы представители театра, кино, мультипликации обратили свои взоры на фольклор, исторические события народов нашей страны — и это правильная тенденция. Представители культуры Бурятии — молодцы, что исследуют свою национальную идентичность, делают акцент на традиционные семейные и родовые ценности.
Как приятно мне, гостю из Петербурга, видеть в театре людей в красивых национальных одеждах. Это значит, что чувство родины, любовь к бурятской истории и культуре живёт в людях, а, значит, будет передаваться детям, внукам и правнукам.
Автор: Надежда Кузнецова, писатель, драматург, педагог, член Союза писателей Санкт-Петербурга и Гильдии Драматургов России, руководитель ЛИТО Кировского завода.
Премьера рок-мюзикла «Бальжан Хатан» состоялась 16, 17 июня 2022 года. Спектакль создан при поддержке Министерства культуры Бурятии с целью поддержки, сохранения и развития бурятского языка и культуры, а также — с целью привлечения молодежи. По словам автора проекта Олега Юмова, эта история о женщине, которая ставит интересы своего народа выше своих личных интересов, отзовется в сердце представителя любого поколения.
Рок-мюзикл «Бальжан Хатан» — это легенда о предводительнице хори-бурят, рассказанная современным музыкальным языком. Произведение будет исполнено солистами оперы и хором Бурятского театра оперы и балета в сопровождении симфонического оркестра. В постановке задействованы артисты балета.
Билеты в продаже на сайте uuopera.ru и в кассе театра. Действует «Пушкинская карта».
Возрастной ценз: 6+