В 2017 году исполнилось бы 95 лет народному артисту Бурятской АССР, Лауреату международного конкурса III Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине, Кавалеру двух орденов Трудового Красного Знамени, «первому принцу бурятского балета» Цыден-Еши Бадмаеву (1922-1994).
Продолжаем серию публикаций из архива Бурятского театра оперы и балета, посвященных замечательному первому бурятскому классическому танцовщику лирического плана.
ТАЛАНТ И ТРУДОЛЮБИЕ
Вначале он был моим любимым артистом балета, а сейчас стал добрым товарищем. Так уж распорядилась жизнь: она сгладила разницу в возрасте, она подарила нам много встреч и задушевных бесед, она сблизила нас чисто по-человечески. Но и теперь, когда могу без всякого смущения сказать Цыдену Бадмаеву «ты», я всегда при встрече с ним волнуюсь. Волнуюсь потому, что вижу перед собой человека, открывшего мне талантом своим мир волшебного содружества музыки и танца.
Сделал он это, конечно, не только для меня. Не одно поколение первый бурятский танцовщик приобщил к театру, в сердцах тысяч и тысяч земляков зажег любовь к феерии балета.
Мы помним его Вацлавом из «Бахчисарайского фонтана». Стремительный, легкий, радостный, Вацлав-Бадмаев красноречием танца поведал нам историю беззаветной и трагической любви. Чистой и удивительно мужественной даже в своей беззащитности.
Трудно забыть и Бадмаева-Зигфрида из «Лебединого озера». В 1948 году состоялась эта премьера на сцене Бурятского театра оперы, и балета. Партию Одетты исполняла прославленная ныне Лариса Петровна Сахьянова. Знаменитое адажио из второго акта до сих пор вспоминают театралы. Безупречная техника сочеталась у исполнителей с необычайной одухотворенностью, искренностью, лиричностью. Громом аплодисментов было награждено это адажио.
С 1943 по 1962 год Цыден Бадмаев неизменно исполнял ведущие партии во всех балетных спектаклях театра: Колен – в «Тщетной предосторожности», Конрад – в «Корсаре», Поэт – в «Штраусиане», Франц – в «Коппелии», Фрондосо – в «Лауренсии», Феб де Шатопер – в «Эсмеральде», Батыр – в «Шурале», принц – в «Спящей красавице», Альберт – в «Жизели»… Не очень-то просто перечислить все партии, исполненные Бадмаевым. Талант его всегда отличался необычайным трудолюбием.
Нет в истории бурятского балета ни одного значительного события, которое бы произошло без Цыдена Бадмаева. Он танцевал заглавные партии в первых бурятских балетах «Свет над Додиной», «Во имя любви», «Красавица Ангара». Был участником двух декад искусства и литературы в Москве, выступал вместе с Л. П. Сахьяновой на III Всемирном фестивале молодежи в Берлине в 1951 году.
Закончив выступления в классическом балете, Цыден Бадмаев стал выступать с концертными программами «Танцы народов мира». Интересны, оригинальны и содержательны эти программы. Родная Бурятия, Калмыкия и Тува, Куба и Греция, Индия и Финляндия – такова география концертных номеров Бадмаева.
Каждый танец исполняется им с техническим блеском. Это и понятно. Ведь танцы поставлены лучшими балетмейстерами страны и республики. Артист умело владеет жестом, он пластичен и выразителен в позах, тонко чувствует музыку, ритм. Словом, он – виртуоз. Но вот этой-то виртуозности как раз и не замечаешь. Видишь другое: реальную картину, воспроизведенную красками танца. Так танцевать может только большой мастер, настоящий артист, сумевший переплавить условность технического приема в достоверность яркого жизненного образа.
Несколько лет готовит Цыден Бадмаев свои концерты. Он создал две программы, очень вдумчиво продумал их композицию. Танцы собраны не случайно. Они нанизаны на стержень большой мысли.
– Когда создавал свои программы, я думал, прежде всего, о земле, люди которой умеют петь прекрасные песни, радовать друг друга изумительными танцами. Я думал о том, что там, где живут песня и танец, не может быть зла войны, – так говорит об основной идее своих концертных программ Цыден Бадмаев. Он сумел эту благородную идею достойно выразить.
Совсем недавно в Улан- Удэ состоялось два концерта Цыдена Бадмаева. Артист посвятил их 50-летию республики. Смысл же этого праздника – дружба народов. Цыден Бадмаев ярко воспел эту дружбу. О красоте бурятских степей, о доблести ее сыновей он рассказал в народном танце «Охотник и орел», окрашенном светлой и сильной музыкой С. Ман- жигеева. О радостях любви, взращенной на земле отчей, поведал нам Бадмаев в удивительно эмоциональном танце «Баяр», исполненном вместе с народной артисткой СССР Л. II. Сахьяновой,
Искрометный «Сиртаки» перенес нас на землю добрых и веселых греческих виноградарей и рыбаков, мореходов и землепашцев. Искусство Бадмаева оживило перед нами Индию, по дорогам которой мчится смелый парень. «Наездник» – так называется эта хореографическая картинка.
…Однажды еще в те дни, когда Цыден Бадмаев начал работу над программой отчетных концертов, посвященных 50-летию республики, он признался мне:
– Танец – это жемчужина, созданная народом. Эти жемчужины и собираю я. Собираю для того, чтобы всем показать их красоту.
В программе отчетных концертов такой жемчужиной был новый танец «В джунглях». Цыден Бадмаев привез его из своей четырехмесячной поездки по Африке. Там, в Африке, он, едва отдышавшись от своих выступлений, бежал в танцкласс и брал у мастеров африканского танца уроки. На занятиях не щадил себя. Повторял движения десятки раз. Приглядывался к костюмам. Расспрашивал о значении того или иного жеста, позы. В Танзании даже рискнул показать свою африканскую хореографическую композицию искушенным знатокам. Боялся – не примут. Приняли тепло.
Наказывали:
– Обязательно исполни наш танец перед людьми твоей Родины. Пусть породнятся они с нашими танцами.
Цыден Бадмаев наказ выполнил. Танец «В джунглях» был награжден зрителями, заполнившими до отказа театр оперы и балета, аплодисментами. Люди свободной Бурятии поняли язык танца свободолюбивой Африки. Талант Цыдена Бадмаева послужил отличным «переводчиком».
Цыдена Бадмаева заставили повторить ряд танцев. Долго будет помниться этот праздник танца. Собрату по искусству помогли создать его замечательная балерина, народная артистка СССР Л. П. Сахьянова. заслуженная артистка Бурятской АССР Э. Кондратьева, солисты театра оперы и балета Леонид Шоболов, заслуженная артистка БурАССР Н. Манжеева, заслуженный артист БурАССР Д. Дашиев, В. Батуев, В. Буруев, концертмейстер А. Архипова, инструментальный ансамбль театра.
Особо хочется отметать работу народного художника Бурятии М. Е. Шестаковой, создавшей для новой программы Цыдена Бадмаева выразительные, красочные костюмы.
Отчетные концерты первого танцовщика Бурятии, посвященные юбилею республики, начались давно, они продолжаются. Он побывал в Агинском национальном округе, в Еравнинском, Курумканском и Баргузинском районах. Ему аплодировали рабочие совхоза «Эрхирикский», студенты сельхозинститута,
Его талант всегда молод. Недаром же первую программу Цыден Бадмаев, открывает танцем «Юность», а во второй восхищает зрителей задорной, озорной «Енькой». Юное сердце бьется в искусстве Бадмаева. Своим искусством Цыден Бадмаев борется за мир. Он не один сбор со своих концертов отдал в фонд помощи мужественному Вьетнаму.
А. СУББОТИН
Газета «Правда Бурятии», 1983 г.